Главная > Пресс-центр > СМИ о проекте > Казахстанская правда. Исторической дороге – ударные темпы. Большие возможности открываются перед жителями Приаралья
СМИ о проекте
Версия для печатиВерсия для печати
03/06/2011 г.
Казахстанская правда. Исторической дороге – ударные темпы. Большие возможности открываются перед жителями Приаралья

Реализуемые в Приаралье инициированные Главой государства грандиозные проекты «Международный транспортный коридор Западная Европа – Западный Китай» и «Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря» несут жителям региона большое благо. Их уже окрестили «стройками века» и яркими событиями новейшей истории Казахстана. А на днях посетившая регион вместе с вице-премьером Ерболом Орынбаевым управляющий директор Всемирного банка Нгози Оконджо-Ивеала сказала, что гордится тем, что имеет отношение к реализации этих исторических проектов.

Эксперты уже не раз отмечали, что строительство магистрали Западная Европа – Западный Китай даст Казахстану мультипликативный социально-экономический эффект. Солидарна с ними в этом мнении и управляющий директор Всемирного банка.

– Усовершенствование этой ключевой инфраструктуры уже демонстрирует тот факт, что она может служить значительным стимулом роста экономики, создавая рабочие места, обеспечивая более эффективное движение товаров и людей, повышая безопасность дорожного движения и усиливая промышленную, сельскохозяйственную и коммерческую деятельность вдоль данной исторической дороги, – отметила Нгози Оконджо-Ивеала во время посещения строящейся магистрали.

По ее словам, уже весьма заметно воздействие проекта «Западная Европа – Западный Китай» на развитие строительной индустрии и рынке труда. Возведение транспортного коридора обеспечило работой около 30 тыс. казахстанцев. А после завершения стройки новая магистраль, по подсчетам Всемирного банка, окажет благотворное воздействие на качество жизни 25% населения Казахстана, проживающего в этом регионе. А ведь ждать этого осталось совсем недолго.

Как известно, Глава государства в своем прошлогоднем Послании поручил форсировать строительство международного транзитного коридора, казахстанский участок которого составит 2,8 тыс. км. Столь громадный отрезок должен быть построен в рекордно короткие сроки: всего за три года. Активно выполняется это поручение при содействии исполнительных органов в Приаралье, которое одним из первых в стране приступило к грандиозной стройке.

В Кызылординской области предстоит возвести один из самых крупных региональных участков. Длина новой магистрали здесь составит 811,7 км стоимостью свыше 181 млрд. тенге. Примечательно то, что трасса проходит через все районные центры и вблизи множества поселков региона, жители которых получат не только качественное и безопасное транспортное сообщение, но и смогут использовать весь открывающийся экономический потенциал, оказывая придорожные сервисные услуги.

Делегацию Всемирного банка, посетившую строительные площадки АО «АзерКорпу» и АО «Тодини», впечатлили темпы строительства магистрали в Приаралье. Но если первая азербайджанская компания порадовала высокой организацией производственного процесса, за считаные месяцы мобилизовав технику и специалистов, смонтировав асфальтобетонные заводы, то итальянская «Тодини» уже второй год на практике демонстрирует успешное выполнение всего комплекса строительных работ, от заготовки компонентов до непосредственно постройки самой магистрали. При этом итальянцы по некоторым позициям умудряются значительно опережать график. К примеру, по состоянию на май текущего года при плане по производству земляных работ в объеме 1 млн. 211,5 тыс. кубометров грунта фактически уложено в основание магистрали 2 млн. 147,5 тыс.

С опережением укладывается на участках «Тодини» и асфальтобетонное покрытие. В 2011 году компании поручено обустроить внушительный 166,4-километровый четырехполосный отрезок магистрали в южных районах области, и нет сомнений, что она выполнит задание даже раньше срока. Уверенность в этом внушает опять же опережение графика еще и по мобилизации техники. В мае на производственных участках «Тодини» работало 974 единицы дорожно-строительной техники при плане 823.

Конечно же, не все генеральные подрядчики выдерживают столь высокие темпы работ. Но в целом ситуация обнадеживает, позволяя специалистам надеяться, что срывов сроков ввода магистрали в Приаралье не будет, несмотря на большую протяженность трассы и громадное количество инфраструктурных объектов. В рамках проекта предусмотрена постройка 48 мостов, 14 транспортных развязок, 2 путепроводов, 74 скотопрогонов и 336 водопропускных труб. И трудно себе даже представить столь огромное количество бетона и асфальта, не говоря уже о гравии и грунте, требующиеся, чтобы возвести эту грандиозную дорогу. Дорожное покрытие превзойдет европейские стандарты.

Реализуется в Приаралье и еще один уникальный проект – «Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря» (РРССАМ), один из построенных объектов которого – гидротехническое сооружение Аклак – посетила делегация Всемирного банка. В рамках проекта стоимостью 85,79 млн. долларов был решен целый ряд важных проблем региона. Строительство и реконструкция гидротехнических сооружений на Сырдарье, спрямление русла на изгибах реки и наращивание дамб позволили значительно обезопасить населенные пункты области, расположенные вдоль главной водной артерии во время зимне-весенних паводков. Благодаря этой работе пропускная способность Сырдарьи увеличилась почти вдвое. Был построен и главный компонент проекта – 14-километровая Кокаральская перемычка, отделившая северную часть моря и позволившая накапливать воду в Малом Арале. Всего один год потребовался, чтобы довести уровень воды в рукотворном казахстанском море до проектной отметки 42 метра по балтийской системе. Значительно расширилось водное зеркало, и снизилась минерализация воды за счет притока пресной воды. В море возвратились традиционные обитатели, и сегодня добыча рыбы в Малом Арале составляет порядка трех тысяч тонн в год.

Решил проект и другие актуальные вопросы. Живительную влагу получили озерные системы, улучшилось водообеспечение сельхозугодий, в том числе практикуемого в регионе орошаемого земледелия, что дало возможность сельчанам нарастить рисовый клин. А жители прилегающих к Аралу районов – Аральского и Казалинского – отмечают экологические улучшения. Если прежде дожди у них заканчивались в марте, то теперь они не редкость в мае и июне, благодаря чему возрождаются пастбища и в целом биоэкологический комплекс края.

Как известно, по поручению Главы государства работа по РРССАМ продолжается, и в ближайшее время начнется практическая реализация второй фазы грандиозного проекта. Нгози Оконджо-Ивеала подтвердила, что Всемирный банк готов предоставить Казахстану новый заем, а объем работ оценивается в более чем 191 млн. долларов. Практически все семь компонентов, входящих в РРССАМ-2, нацелены на обеспечение безопасности и улучшение регулируемости водного потока на Сырдарье, продолжится и работа по увеличению акватории Северного Арала. И это вдохновляет жителей региона, которые верят в то, что возвращение Аральского моря обязательно произойдет.
 

 

 

 

«Важное значение имеет завершение строительства казахстанского участка международного автомобильного коридора «Западная Европа - Западный Китай». Это действительно народная стройка века».
«Мы ставили задачу развивать инфраструктуру. И это оказалось нам по силам. В настоящее время мы возрождаем Новый Шелковый путь. Мы открыли доступ к странам Персидского залива и Большого Востока. Мы распахнули восточные ворота, проложив путь на рынки Китая и всего Азиатского континента». «Стратегия «Казахстан-2050».
 
 
Послание Первого Президента РК - Елбасы, 2012 г.

 

 

 

 

«Исполнительной власти нужна полная, качественная программа «Нурлы Жол». Это стратегический проект, благодаря которой будет затронута вся транспортная инфраструктура».

 

 

 

 

Стратегия 2050

 

 

 

 

Проекты "ЗЕ-ЗК"
Проекты "Нурлы жол"
Закупки
Объявления
Пресс-центр
Мультимедиа
Вопросы и ответы Контакты