В рамках государственной программы «Нурлы жол» АО «НК «КазАвтоЖол» ведет реализацию следующих проектов:
Проект «Астана-Алматы».
В рамках данного проекта реализуется реконструкция автодороги от Астаны до Алматы по существующему маршруту через города Темиртау, Караганды, Балхаш и Капшагай общей протяженностью 1 282 км. По итогам 2015 года введено в эксплуатацию 62 км, на которых вели работы подрядные организации ТОО «Тодини» и АО «К-Дорстрой». В 2016 году планируется завершить основные работы и сдать в эксплуатацию 5 участков между Астаной и Темиртау, а также полностью сдать в эксплуатацию участок Алматы-Капшагай. После завершения проекта дорога будет отнесена к I категории с 4-х и 6-ти полосным движением. Полное завершение проекта планируется в 2020 году. Финансирование участков предусмотрено за счет РБ, займа Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития.
Проект «Астана-Усть-Каменогорск»
Реализация данного проекта начата в 2010 году. Коридор соединит Астану с Усть- Каменогорском через города Павлодар, Семей, Калбатау. Проект «Астана-Усть- Каменогорск», протяженность которого составляет 1016 км, будет относиться к первой категории дорог с 4-х и 2-х полосным с цементобетонным и асфальтобетонными покрытием. По итогам 2015 года введено в эксплуатацию 100 км, на которых вели работы ТОО «Казахдорстрой», ТОО «АБК Автодор-НС», ТОО «Автодорсервис». В 2016 году планируется отрыть движение по двум полосам от Астаны до поселка Коянды, сдать в эксплуатацию мостовой переход через реку Иртыш с выходом на а/д «Омск- Майкапшагай». Проект полностью планируется завершить к 2019 году.
Проект «Астана-Актобе-Атырау-Актау»
Одним из масштабных проектов, реализация которых предусмотрена программой «Нурлы жол», является проект Центр-Запад, маршрут которого пролегает через города Астана- Актобе-Атырау-Актау. В 2015 году начата реконструкция 2 участков, протяженностью 26 км, за счет средств, выделяемых из НФ. Для реализации остальных участков планируется привлечь займы Всемирного, Азиатского и Исламского банков. В 2016 году планируется сдать в эксплуатацию 2 участка протяженностью 100 км. Строительные работы планируется завершить в 2019 году.
Проект «Алматы-Усть-Каменогорск»
В рамках данного проекта реализуется реконструкция автодороги от Алматы до Усть- Каменогорска по существующему маршруту через города Алматы, Капшагай, Талдыкорган, Калбатау, Усть-Каменогорск. По маршруту Капшагай-Талдыкорган протяженностью 141 км по итогам 2015 года введено в эксплуатацию 53 км и открыт проезд по одной полосе от Алматы до Талдыкоргана. Работы на данных участках велись подрядными организациями ТОО «Нойбург» и ТОО «СК Кулагер». По маршруту Талдыкорган-Калбатау-Усть-Каменогорск протяженностью 764 км начало работ запланировано на 2016 год. В 2016 году планируется полностью сдать в эксплуатацию участки между гг. Капшагай и Талдыкорган. Полное завершение проекта планируется в 2019 году. После завершения проекта дорога будет отнесена к I и II категории с 2-х и 4-х полосным движением.
Проект «Астана-Петропавловск»
Протяженность маршрута «Кокшетау - Петропавловск - гр.РФ» составляет 248 км. По участку «гр. Акмолинской обл - Петропавловск, включая обход г.Петропавловск», работы ведутся на 5 участках общей протяженностью 117 км. По итогам 2015 года на данном участке подрядной организацией ТОО «Казпако» введено в эксплуатацию 30 км. Дорога относится ко II категории с асфальтобетонным покрытием. На сегодняшний день всего по проекту введено в эксплуатацию 63 км. Финансирование осуществляется из средств НФ. В 2016 году планируется сдать в эксплуатацию 3 участка протяженостью 76 км.
Проект «Уральск-Каменка-гр. РФ»
Общая протяженность данного проекта составляет 100 км. В дальнейшей перспективе дорога будет отнесена к II категории с 2-х полосным движением. Также в рамках реконструкции коридора в районе пограничного пункта пропуска «Таскала» дополнительно к существующим полосам предусмотрено строительство еще 6 полос, а также площадки для досмотра транспортных средств, очистки и дезинфекции транспортных средств, досмотровые ямы на полосах движения, стоянка для большегрузных автомобилей. Увеличение количества полос на автомобильном пункте пропуска «Таскала» позволит повысить пропускную способность на границе и предотвратить скопление машин и пассажиров. Завершение строительства запланировано на 2018 г.
Реализацию проектов Государственной программы «Нурлы жол» запланировано поэтапно завершить к 2022 году.
По оценкам ведущих экспертов в области транспорта, именно ЦентральноАзиатский регион останется на ближайшие 20-25 лет важнейшим транспортным участком для связи между собой районов Западного Китая и Западной Европы.
Одной из основных целей, которые поставлены Главой нашего государства в Стратегии развития Казахстана до 2050 года, является развитие транзитного потенциала страны. Сегодня реализуется ряд крупных общенациональных инфраструктурных проектов, результатом которых должно стать увеличение транзитных перевозок через Казахстан к 2020 году в два раза. К 2050 году эта цифра должна увеличиться в 10 раз.
Развитие экономики страны и повышение её конкурентоспособности невозможно без адекватного развития инфраструктуры. Инфраструктурное развитие является ядром Новой экономической политики «Нурлы жол - путь в будущее», инициированной Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым. На данный момент стоит задача по формированию инфраструктурного каркаса, который свяжет столицу Казахстана с макрорегионами магистральными автомобильными дорогами по лучевому принципу.
В рамках Государственной программы Национальным оператором - компанией «КазАвтоЖол» планируется провести работы по реконструкции более 7 тыс. км автомобильных дорог республиканского значения.
Реализуя эти масштабные проекты, Казахстан создаёт себе прочную платформу межрегионального транзитного центра. Находясь в центре Евразийского континента, на стыке крупных экономических регионов, различных цивилизаций и культур, Казахстан активно встраивается в современную систему глобальных политических и экономических взаимодействий. Развивая современные средства коммуникаций, транспорта и инфраструктуры, Казахстан строит связующий мост между Западом и Востоком, по которому будут осуществляться континентальные и трансконтинентальные перевозки грузов и товаров, и, что немаловажно, перевозки грузов и товаров, логически увязанные с территориальным развитием Казахстана.
Учитывая ежегодный значительный рост объемов международных автомобильных перевозок, реализация проектов программы «Нурлы жол» в перспективе повысит конкурентоспособность на международном рынке транспортных услуг и будет способствовать становлению Казахстана, как глобального транспортно-логистического хаба.