Одним из автодорожных проектов программы «Нурлы жол» является направление «Центр-Юг» от Астаны до Алматы протяженностью около 1200 км, а отрезок этого коридора Астана-Темиртау (157 км) будет обновлен уже к началу следующего года в преддверии ЭКСПО-2017. Корреспондент BNews.kz знакомит читателей с одним из тысячи людей, воплощающих цели программы в жизнь.
Государственная программа инфраструктурного развития «Нурлы Жол – путь в будущее» призвана сформировать качественную транспортную сеть страны – дороги, связывающие Астану с регионами Казахстана по лучевому принципу, что позволит сократить экономическое расстояние между городами. На ремонт более 7 тысяч км автодорог государством выделено около 2,4 трлн тенге.
Формированием дорожных коридоров страны занимается АО «НК «КазАвтоЖол» при поддержке Министерства по инвестициям и развитию РК. Одним из автодорожных проектов «Нурлы жол» является направление «Центр-Юг» от Астаны до Алматы протяженностью около 1200 км, а отрезок этого коридора Астана-Темиртау (157 км) будет обновлен уже к началу следующего года в преддверии ЭКСПО-2017.
На фотографиях ниже уже реконструированные участки отрезка Астана-Темиртау.
Особенность новых автодорожных коридоров в том, что покрытие их будет не обычным – асфальтовым, а цементобетонным. Преимуществами цементобетонных дорог являются высокая прочность, ровность и в то же время достаточная шероховатость, обеспечивающая хорошее сцепление автомобильных шин с поверхностью дороги. Так, к началу следующего года, обыкновенная двухполосная дорога трассы Астана-Темиртау станет четырехполосной, с криволинейными брусьями, отделяющими встречные полосы, тем самым в три раза уменьшая вероятность ДТП. Вдоль дорог также устанавливают ограждения, которые не позволят животным выбегать на дорогу, ведь и они часто являются причиной автомобильных аварий.
К слову, Казахстан одним из первых на постсоветском пространстве обзавелся цементобетонными дорогами, еще в 2007 году цементобетонное покрытие уложено на автомобильной дороге Астана-Щучинск. Ануар Дарибеков – начальник одного из участков по укладке цементобетонного покрытия на отрезке Астана-Темиртау. Он достаточно опытен в этом деле – строительством дорог занимается уже 13 лет. Более того, так сложилось, что Дарибеков был свидетелем знаковых дорожных открытий в нашей стране.
«Изначально я занимался строительством железных дорог. Помню новую ветку Хромтау-Алтынсарина, которую в 2006 году сдали в эксплуатацию. Это было важным событием для нашей страны, ведь железная дорога связала напрямую стальными магистральными путями Актюбинскую и Костанайскую области. А заодно – Западный Казахстан с Северным Казахстаном. Начинал строить международный транзитный коридор «Западная Европа-Западный Китай», который в скором времени станет открытым. Не обошел я стороной и самое первое цементобетонное покрытие на дороге Астана-Щучинск – принял участие в строительстве и этой трассы», - рассказывает Ануар.
Ануар Дарибеков родом из Караганды, окончил Казахскую академию транспорта и коммуникаций в Астане. Второе образование получил в Казахском университете путей и сообщений на факультете строительства автодорог и аэродрома в Жезказгане. Дорожник признался, что раньше мечтал стать хирургом, однако ему не хватило баллов для поступления в медицинский институт. По воле случая он оказался в академии транспорта и коммуникаций, и сейчас, когда прошло столько лет нелегкой работы на пыльных трассах, ни о чем не жалеет.
«Я уже больше десяти лет занимаюсь своей работой, и мне очень нравится. К тому же, стал частью масштабной республиканской программы «Нурлы жол». Да, это нелегкое дело, но я рад, что могу быть полезен государству», - признается Ануар.
Он отметил, что не всегда был «начальником», его путь начинался с простого рабочего, сейчас у Ануара - своя команда из 30 человек.
«Мой день начинается в 5.30 утра с чашечки кофе. Потом еду на работу, сначала утренняя планерка – самое сложное в организаторской деятельности, нужно распланировать объем и виды работ. Но мы справляемся, ведь моя команда работает со мной уже не первый год. Позже происходит распределение автопогрузочной техники, самосвалов. В первую очередь на дорогах проводятся подготовительные работы – операторы бетоноукладчика, а в простонародье машинисты, готовятся к долбежке от общего старта бетона, проводят смазку, мойку, укладку текстиля, подвоз дюбелей, анкеров для связки бетонного покрытия. Всего подготовительные работы занимают 5-6 часов. Далее проводится укладка, и промедлений здесь быть не должно – бетон застывает в течение 40 минут, после этого он уже не пригоден. Смена длится 10 часов, за это время мы в среднем проходим 450 метров», - рассказывает Ануар Дарибеков.
По его словам, главным испытанием является даже не объемные физические нагрузки на автодорожника, а сдача результатов работы службе технического надзора.
«Сейчас 70% работы делает техника, и если она исправно работает, особых трудностей нет. Но самый сложный момент – это сдача, когда твою работу проверяет служба технадзора. В основном их замечания носят рекомендательный характер, самое главное не отклоняться от строительных норм и правил (СНиП). Но для этого я здесь и нахожусь, чтобы следить за правильностью работы и применять свой опыт», - отмечает автодорожник.
А опыт у него немалый, в общей сложности за 13 лет Ануар проложил более 300 км авто и более 500 км железных дорог. Работал наш герой и за границей.
«В Грузии был и Украине. Принимал участие в строительстве Донецкого аэропорта. Кстати, о цементобетонном покрытии – для стран постсоветского пространства это новинка, и мы первые стали ее использовать, хотя в мире это уже давно не «ноу-хау», - говорит Ануар.
Планы у Ануара Дарибекова грандиозные – совершенствоваться профессионально, реализуя себя в новых проектах.
«До 2020 года по программе «Нурлы жол» планируется построить 7000 км автодорог. После отрезков Астана-Темиртау хотелось бы принять участие и в других проектах программы. Очень хочется, сделать что-то полезное для последующего поколения, тем более у многих из нас есть дети – и каждый желает, чтобы они жили в лучших условиях, ездили по хорошим дорогам», - с улыбкой говорит Ануар.
Поговорив с корреспондентом, Ануар направился к своей команде, к бетоноукладчикам и шумным машинам – на вечернюю смену, прокладывать дороги при свете прожекторов.
К слову, в этом году завершается строительство не только отрезка Астана-Темиртау.
Казахстанские автолюбители смогут оценить и качество дорог Алматы-Капчагай, Алматы-Талдыкорган, Бейнеу-Актау, Астана-Петропавловск. Также на пути Астана-Павлодар будет открыт крупнейший в Центральной Азии мост через реку Иртыш.
Напомним, что объявленная Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в ноябре 2014 года экономическая политика «Нурлы жол» стала основным регулятором инфраструктурного развития страны. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры является одним из семи основных направлений программы. До 2020 года в Казахстане планируется реализовать 11 автодорожных проектов.
Пять из них планируется завершить уже до конца текущего года.
Из средств для реализации программы «Нурлы жол» освоено уже около 100 млрд тенге.