Казахстан приступил к реализации следующей пятилетки Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол». По итогам завершения первой пятилетки Госпрограммы доля автодорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии доведена до 88% и местного значения — до 71%. О том, как изменилась дорожная инфраструктура республики и каков в целом эффект от реализации программы, в обзорном материале.
Напомним, Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» была утверждена в апреле 2015 года Первым Президентом РК – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым. Целью программы была обозначена интеграция макрорегионов страны путем выстраивания эффективной инфраструктуры.
Впоследствии программа «Нұрлы жол» стала одним из ключевых драйверов национальной экономики. Вместе с появлением современных и качественных автомагистралей были созданы новые рабочие места, увеличились транзитные грузопотоки, была улучшена социальная инфраструктура. За пять лет реализации стало очевидно, что госпрограмма оказывает значительное влияние на рост ВВП страны. По данным Министерства национальной экономики, за время реализации Госпрограммы рост экономики обеспечен на уровне 16%.
По итогам реализации Госпрограммы построено и реконструировано порядка 3 тыс. км автодорог республиканского значения, в том числе:
Западная Европа – Западный Китай — 527 км, Центр – Юг — 324 км, Центр – Восток — 795 км, Капшагай – Талдыкорган — 160 км, Астана – Петропавловск – граница РФ — 177 км, Уральск – Каменка – 100 км, Актобе – Атырау – Астрахань — 42 км, Талдыкорган – Усть-Каменогорск — 20 км, Калбатау – Майкапшагай — 18 км, Бейнеу – Актау — 382 км, Жетыбай – Жанаозен — 73 км, Бейнеу – Акжигит — 85 км, Щучинск – Зеренда — 80 км, Таскескен – Бахты — 80 км, Юго-Западный обход Астаны — 34 км, Обход Сатпаева — 15 км, Павлодар – Омск — 59 км, мост через р. Тобол — 3 км.
Отремонтировано около 10 тыс. км автодорог республиканского значения и 15 тыс. км дорог местного значения.
По итогам завершения программы доля автодорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии доведена до 88% и дорог местного значения до 71%.
Протяженность дорог I и II технической категории республиканского значения увеличена до 34% (8,2 тыс. км).
По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития, обеспеченность автомобильных дорог республиканского значения объектами придорожного сервиса составила 100%. По итогам 2019 года вдоль автодорог республиканского значения функционирует 1 803 объекта придорожного сервиса, из которых 883 (49%) соответствуют требованиям национального стандарта.
Широкие возможности для развития международного сотрудничества
Также в рамках госпрограммы реализованы важные проекты — МЦПС «Хоргос» и СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота», которые способны внести значимый вклад в развитие транспортно-логистического потенциала и экономики Казахстана в целом.
Для развития логистического потенциала на базе СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» в 2015 году завершено строительство «Сухого порта» и инфраструктуры.
В технологической увязке с двумя ж/д переходами и автомагистралью «Западная Европа – Западный Китай» на границе с Китаем, Сухой порт образовывает мощный транспортно-логистический хаб, который позволит обеспечить эффективное распределение грузопотока из Китая в Европу, а также стран Центральной Азии, Турцию и стран Персидского залива.
Общая площадь Сухого порта составляет 129 га, интегрирована с логистической и индустриальной зонами. В Сухом порту предусмотрена возможность оказания клиентам полного перечня транспортно-логистических услуг по принципу «Одного окна», в том числе таможенных и брокерских услуг. В 2019 году на Сухом порту обработано более 158,2 тыс. ДФЭ (двадцатифутового эквивалента), что на 16% больше аналогичного периода прошлого года.
С 29 июля 2015 года Сухой порт находится в режиме коммерческой эксплуатации, 24 марта 2016 года подписан Акт приемки объекта в эксплуатацию.
Протяженность автодорог с четырехполосным движением увеличена до 8,2 тыс. км
В области автомобильного транспорта доля изношенных автобусов на регулярных маршрутах с 2015 года по сегодняшний день снижена с 65% до 46%. Этому способствовали принимаемые меры государственной поддержки при обновлении парка городских автобусов. С момента реализации Комплексной программы развития автобусных перевозок в регионы поставлено 615 автобусов.
Доля казахстанских грузовых перевозчиков на международном рынке автотранспортных услуг увеличена с 2015 года по сегодняшний день с 40% до 47%. Для увеличения данной доли МИИР РК на постоянной основе ведется работа с компетентными органами иностранных государств по установлению квоты обмена бланков с учетом интересов отечественных перевозчиков.
Кроме того, для создания условий по увеличению парка отечественных грузовых транспортных средств в рамках принятого 19 апреля 2019 года Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам транспорта» ставка сбора за государственную регистрацию седельных тягачей возрастом от 3 до 7 лет составила 350 МРП, которая ранее для седельных тягачей возрастом от 5 лет и выше составляла 2500 МРП. Это позволяет перевозчикам приобретать иностранные грузовые транспортные средства возрастом до 7 лет (Евро-5) по заниженному сбору за регистрацию.
Данные меры способствовали увеличению количества грузовых автотранспортных средств для международных перевозок с 2015 года по сегодняшний день с 15% до 53%.
В свою очередь для надлежащего функционирования регулярных перевозок необходимо полноценное субсидирование социально значимых маршрутов со стороны местных исполнительных органов.
В этой связи в 2019 году на субсидирование социально значимых маршрутов местными исполнительными органами выделено 23,5 млрд тг, что больше выделенных в 2018 году (18,5 млрд тг) средств на 20%. Это в свою очередь способствует повышению рентабельности пассажирских перевозок и обновлению автобусного парка в субсидируемых регионах страны.
В рамках реализации программы «Нұрлы жол» была увеличена протяженность автодорог (до 8,2 тыс. км) I и II технической категорией с 4 полосным движением, реализован мегапроект по реконструкции международной автомобильной магистрали «Западная Европа – Западный Китай», который служит в качестве основного транзитного коридора в Центральной Азии, связывающий восток и запад. Также благодаря программе впервые был применен механизм Государственно-частного партнерства (ГЧП) в строительстве автодорог, кроме того, начат переход от дорогого капитального ремонта на более экономичный метод холодного ресайклинга, а также возрос приоритет дорог местной сети, на развитие которых будет ежегодно выделяться не менее 200 млрд тг.
Платные дороги как инструмент обеспечения безопасного и комфортного проезда
В целях перехода на режим самосодержания впервые была внедрена система взимания платы на автомобильных дорогах, которая показала свою эффективность. Так, на сегодняшний день имеется четыре участка (Нур-Султан – Темиртау, Алматы – Хоргос, Алматы – Капчагай) общей протяженностью 682 км, содержание которых осуществляется за счет сборов от платы за проезд.
По итогам 2019 года сборы составили 5,4 млрд тенге. В целях дальнейшего внедрения платности в декабре 2019 года по итогам инвестиционного конкурса был подписан Договор на устройство и обслуживание системы взимания платы на 11 тыс. км. В рамках Договора в этом году планируется монтаж системы взимания платности на реконструированных участках протяженностью 5,7 тыс. км. Запуск в тестовую эксплуатацию предусмотрен с конца текущего года.
На остальных 5,3 тыс. км планируется внедрить платность до 2024 года по мере завершения работ по реконструкции.
Основная цель внедрения платных участков — разгрузка республиканского бюджета. Средства, собранные с платных участков, направляются на содержание данных участков и системы взимания платы без выделения средств из республиканского бюджета. Кроме этого, целями реализации проекта являются повышение качества содержания и сохранности автомобильных дорог, снижение аварийности, а также развитие интеллектуальной транспортной системы.
За годы реализации программы «Нұрлы жол» создано более 500 тысяч рабочих мест
За 2015-2019 годы в рамках Госпрограммы «Нұрлы жол» при плане 392,9 тыс. рабочих мест создано 559,3 тыс. рабочих мест, в том числе постоянных — 93,9 тыс. и временных — 465,4 тыс.
Ускоренный запуск сезона активных строительных работ в рамках программы «Нұрлы жол»
Реализация программ «Нурлы жол» и «Дорожная карта занятости» на 2020 год даст положительный импульс развитию дорожно-транспортной инфраструктуры и ускоренный запуск сезона активных строительных работ, а также улучшит макро- и микроэкономические показатели:
- обеспечение занятости населения;
- поддержка строительных фирм за счет предоставления объемов работ;
- поддержка производителей строительных материалов, в том числе нефтехимических заводов, за счет потребности битума;
- улучшение социального климата в районах, также их экономического развития за счет ремонта инфраструктуры;
- благоприятное воздействие на экономику областей и страны в целом.
Для ускоренного начала строительного сезона в рамках «Нұрлы жол» акиматами областей и городов республиканского значения начаты конкурсные процедуры для отбора подрядных организаций.
Кроме того, для обеспечения своевременного завершения строительно-монтажных работ, в настоящее время подрядными организациями проводятся подготовительные работы.
Согласно утвержденным календарным графикам, мобилизация специализированной техники и инженерно-технических работников подрядными организациями планируется уже в ближайшее время, а строительные работы должны быть начаты во втором квартале текущего года.
В целях усиления контроля за качеством дорожно-строительных работ акиматами будет привлечен РГП «Национальный центр качества дорожных активов».
Вместе с тем, в рамках программы «Дорожная карта занятости» представленные акиматами перечни проектов в рамках компетенций согласованы уполномоченным государственным органом по автодорожной отрасли.
Программа «Нұрлы жол» предусматривает расширение государственно-частного партнерства
Программа «Нұрлы жол» предусматривает расширение государственно-частного партнерства в строительстве автодорог, что окажет значительный эффект на достижение предусмотренных целей инфраструктурного развития программы «Нұрлы жол». ГЧП обладает рядом преимуществ, позволяющим эффективно реализовывать инфраструктурные проекты, таким как снижение нагрузки на бюджет за счет привлечения инвестиций для реализации проектов, расширение моделей взаимодействия государства и бизнеса, а также эффективное распределение рисков.
С применением механизма ГЧП в рамках программы в 2017 году был заключен первый контракт ГЧП республиканского значения «Строительство и эксплуатации автомобильного пункта пропуска «Нұр жолы» на казахстанско-китайской границе. Объект введен в эксплуатацию в 2018 году.
По результатам реализации проекта время прохождения автотранспорта по территории центра от начала регистрации до выезда с пункта пропуска сокращено от 180 минут до 40 минут.
В настоящее время на пункте пропуска Казахстанско-Китайской границе обеспечивается грузопоток свыше 200 АТС/сутки, с потенциалом увеличения в последующих годах функционирования до 2500 АТС/сутки, что позволит ежегодно получать доходы от импорта и экспорта на сумму 50 млрд тенге, что, в свою очередь, обеспечивает самоокупаемость проекта.
Большая Алматинская кольцевая автодорога (БАКАД)
Параллельно в рамках программы «Нұрлы жол» в 2015 году проведен двухэтапный конкурс по определению Концессионера на создание и эксплуатацию в течение 20 лет «Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД)» с протяженностью 66 км. По итогам проведенных конкурсных процедур определен победитель конкурса и в 2018 году между Правительством Республики Казахстан и победителем конкурса – турецко-корейским Консорциумом «Алсим Аларко-Макйол-СК-Корея Экспрессвей» заключен первый концессионный договор республиканского значения.
В 2019 году были достигнуты договоренности по финансированию проекта. В начале текущего года между Правительством Республики Казахстан, Концессионером и Кредиторами проекта подписано Прямое соглашение. С текущего года на реализацию проекта будет обеспечен приток прямых иностранных инвестиций в сумме не менее 150 млрд тенге, что обеспечит строительство с ожидаемым завершением в 2022 году.
В свою очередь, согласно проведенным анализам, планируемый сбор от платы за проезд за 15,5 лет составит 231 млрд тенге, за 25,5 лет — 570 млрд тенге, тем самым ожидается самоокупаемость проекта.
Таким образом, государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» оказала положительное влияние на расширение и развитие механизма ГЧП с получением опыта на достижение эффекта самоокупаемости при реализации крупных инвестиционных инфраструктурных проектов без нагрузки на республиканский бюджет.
Цели и задачи второй пятилетки программы
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в Послании народу РК «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» особое внимание уделил реализации Государственной программы «Нұрлы жол». Глава государства отметил, что в поле зрения исполнительной власти должна находиться полная и качественная реализация программы «Нұрлы жол».
«Это стратегический проект, благодаря которому действенная модернизация затронет всю транспортную инфраструктуру», — сказал Президент Казахстана.
Отмечено, что на эти цели до 2022 года государство вложит более 1,2 трлн тенге инвестиций.
Таким образом, госпрограмма «Нұрлы жол», которая за пять лет реализации наглядно продемонстрировала свою успешность и важность для экономического роста Казахстана, сегодня нашла свое продолжение в новой государственной программе инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы.
31 декабря 2019 года Постановлением Правительства РК была утверждена Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы.
Программа направлена на создание транспортной инфраструктуры, которая будет комфортной и доступной для населения, повысит мобильность, производительность труда и качество жизни.
В рамках программы до 2025 года планируется реализация 112 инфраструктурных проектов на общую сумму 5,5 трлн тенге.
Основные задачи в рамках Госпрограммы «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы:
- строительство и реконструкция 10 тыс. км автодорог (в том числе 3,8 тыс. км переходящих проектов), а также капитальный и средний ремонт 11 тыс. км дорог республиканской сети.
- доля автодорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии будет доведена до 100%, а протяженность дорог I и II технической категории увеличится до 60%.
- ремонт более 27 тыс. км дорог областного и районного значения и доведение доли в хорошем и удовлетворительном состоянии до 95%.
- модернизация участка Достык – Мойынты и электрификация участка Мойынты – Актогай.
- приобретение 600 новых пассажирских вагонов.
- строительство 16 аэродромов.
- приобретение 48 единиц судов, в том числе 6 торгового флота и проведение капитального ремонта шлюзов.
По итогам реализации Госпрограммы планируется достичь следующих показателей:
- Рост производительности труда повысить на 40% в сравнении с уровнем 2016 года;
- Рост инвестиций в основной капитал в сфере «Транспорт и складирование» увеличить на 308% к уровню 2016 года;
- Создание новых рабочих мест 550 тысяч человек (48,5 тыс. постоянных, 502,2 тыс. временных);
- Доведение 100% автодорог республиканского значения и 95% дорог областного и районного значения в хорошем и удовлетворительном состоянии;
- 50 место по Индексу эффективности логистики, индекс оценивается каждые 2 года, по итогам 2018 года – 71 место;
- 49 место по «Инфраструктура» ГИК ВЭФ, оценивается ежегодно, по итогам 2019 года – 67 место.
Одна из приоритетных задач — обеспечить население дорогой до дома, то есть местными дорогами, общая сеть которых составляет 70,9 тыс. км.
В 2020 году строительными работами охвачено 4 тыс. км автодорог:
Караганда – Балхаш – Капшагай, Актобе – Атырау – Астрахань, Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Калбатау – Майкапшагай, Кокшетау – Петропавловск – Курган, Узынагаш – Отар, Мерке – Бурылбайтал, Костанай – Денисовка, Ушарал – Достык.
Для восстановления и поддержания технического состояния республиканской сети капитальным и средним ремонтами планируется охватить 1,5 тыс. км (из них 438 км капитальным ремонтом и 1,1 тыс. км средним ремонтом) автодорог, на что предусмотрено 59 млрд тенге.
На сегодняшний день из 51 конкурса по среднему ремонту по 18 подведены итоги.
В 2020 году планируется открыть движение на участках автодорог общей протяженностью 2,6 тыс. км, для чего на сегодня заготовлено 27% щебня, 44% ЖБИ и 14% битума от общей годовой потребности.
В текущем году на 5,7 тыс. км автодорог республиканского значения будет внедрена платность.