Ф.И.О.: Пакентаев Сейдильда Диятильдаевич. Образование: высшее. Окончил Алматинский автодорожный институт. Трудовая книжка: 1997-2001 год - директор «Шымкентдорстроя», с 2001 по 2003 года - контрактный руководитель строительства а/д «Алматы- Астаны», с 2004-2005 год - зам. начальника управления автомобильных дорог. С 2005- 2010 год - директор ТОО «СейСер».
С ноября 2010 года - менеджер проекта СП «Corpi/Сейсер» (Кувейт/Казахстан). Профессиональное кредо: строить так, чтобы не стыдно было перед потомками. Понятие «долговечность» - строительная мера ответственности перед ними. Семейное положение: женат. Четверо детей.
Города Отрар, Сайрам, Туркестан, Тараз, Баласагун вошли в историю благодаря Великому Шелковому пути. Почти два тысячелетия связывал он страны Европы, Ближнего Востока, Средней Азии и Китая не только узами торговли, но и сближал цивилизации и культуры. Довольно значительная часть пути пролегала по территории Казахстана. Сегодня Великий Шелковый путь возрождается в новом облике-в виде автодорожного транзитного коридора «Западная Европа - Западный Китай». «Это будет артерия, которая сделает Казахстан транзитным коридором из Европы в Азию», - подчеркнул в Послании народу РК Президент нашей страны Н. Назарбаев. По ЮКО общая протяженность участков дорог, подлежащих реконструкции, составляет 448 километров. Сегодня работы ведутся на шести. Общая протяженность их 229 км. Задействованы иностранные фирмы «Dena Rahsaz» (Иран), «Posco LTD» (Корея), «Sinohydro Corporation Limited» (Китай), «Kukdong LTD» (Корея), совместные предприятия «Azerkorpu/Тере» (Азербайджан/Турция) и «Copri/ Сейсер» (Кувейт/Казахстан).
За строительством дороги южноказахстанцы следят очень заинтересованно. Ведь не секрет, что вдоль международного коридора непременно появятся кафе, АЗС, гостиницы, СТО, а значит, и новые рабочие места, новые возможности для развития бизнеса. Помнится, летом были даже встревоженные звонки в редакцию: правда ли, что из-за отставания в графике одного из подрядчиков строительство будет «заморожено»? А как обстоят дела сейчас? Об этом мы попросили рассказать менеджера проекта СП «Corpi construction enterprises W.L.L. & Seiser LTD» С. Пакентаева.
- Сейдильда Диятильдаевич, что Вы можете сказать о проекте в целом?
- Это грандиозно, масштабно, экономически выгодно не только для Казахстана. Для всех стран, заинтересованных в повышении конкурентоспособности на рынке между Европой и Азией. И, дополню, исторически правильно. Возрождение Великого Шелкового пути - не просто реконструкция дорог, это восстановление этнокультурного пространства, наведение мостов взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества.
- Я с Вами согласна. Но вернемся с небес на землю. Какой будет новая дорога, которая пройдет по нашей области?
- Существующая дорога будет реконструирована под трассу технической категории с четырехполосным движением. Причем, согласно ТУ, дорожная одежда должна быть не менее 80 см, а покрытие из бетона - 25см.
- Когда-то мы писали, что дорога Шымкент-Ташкент - трасса технической категории, чуть ли не автобан. Но очень скоро выяснилось, что строители все-таки чего-то там недовложили. Не получится так с этой трассой?
-Думаю, что нет. Надзор за качеством дорожно-строительных материалов и выполняемых работ строгий. Осуществляют его несколько компаний: казахстанская, хорватская, кыргызская, английская и грузинская. А консультантом по управлению проекта является солидная компания «SNC Lavalin» (Канада). Да и у каждого из местных рабочих, а занято их на строительстве дороги 3145 человек, высокий уровень ответственности за дело, которое имеет международное значение.
В текущем году в ЮКО планируется построить 140 км дороги (в одном направлении). У меня нет на руках более свежих данных, чем на конец июня. Но на 27 число на строительство было мобилизовано 935 единиц строительной техники, выполнены работы по устройству земляного полотна-2 млн. куб. м, подстилающего слоя - 1,9 км. Заготовлены 62,9 тыс. куб. м щебня, 181,7 тыс. куб. м ПГС и 2,5 тыс. куб. м ЖБИ.
- А какие конкретно километры дороги строит Ваше совместное предприятие?
- По тендеру мы выиграли лот на строительство трассы протяженностью 24 километра вблизи Г.Туркестана. Помимо собственно полотна, нам предстоит реконструировать три моста, построить две транспортные развязки, один путепровод, проложить 62 водопропускные трубы. На сегодня на 12 километрах закончены работы по устройству земляного полотна. Ежедневно к ним прибавляем по 500 и более метров. Для устройства покрытия будем использовать бетон своего завода. Его мощность - 160 кубометров в час. Высокое качество укладки бетона обеспечит своевременный бетоноукладчик SP1600, который мы ждем со дня на день. Он способен монолитно заливать бетонное покрытие дороги шириной до 16 метров.
- Получается, июньское совещание в Шымкенте с участием министра транспорта и коммуникаций РК Б. Камалиева не прошло даром. Проблем нет?
- Насколько я знаю, критика тогда прозвучала в адрес одного из подрядчиков-компании «Кук донг», отстававшей от графика больше, чем на месяц. У нас же все всегда шло и идет по плану. И на сегодня мы полностью обеспечены необходимыми материалами, дорожно-строительной техникой и, что немаловажно, не испытываем дефицита в специалистах. Из 420 наших работников 141 имеет высшее техническое образование. Осознавая социальную ответственность бизнеса, мы стараемся брать местные кадры, но, естественно, после испытательного срока. Все-таки международная трасса требует высокой степени ответственности на любом участке работы.
- Раз уж заговорили о социальной ответственности, то в каких благотворительных акциях участвует Ваше предприятие?p
- Мы шефствуем над детскими домами, расположенными в тех районах, где работаем. Обязательно вместе отмечаем Наурыз. Строя дороги, всегда помним, что делаем это для всего населения, но прежде всего для детей - будущего Казахстана. И нам очень хотелось бы, чтобы качество нашего Шелкового пути позволило ему служить им еще 2000 лет. Ведь память о строителях остается на века, если они строят на века. Нашему поколению дорожников выпало счастье возрождать в новом качестве Великий Шелковый путь, выполнять поручение Президента РК по более эффективному использованию геополитического потенциала Казахстана, расположенного между Европой и Китаем. С учетом экономической выгоды и политической целесообразности я считаю этот проект самым прорывным в истории независимого Казахстана. Если Петр I прорубил лишь «окно» в Европу, то мы строим целый «коридор», который сократит время на дорогу автопоездам в три с половиной раза! А движение - это жизнь больших и малых городов, которые уже есть и появятся вдоль оживленной международной трассы. За плечами у меня немало сданных объектов. Но этот - особая гордость за свою профессию и свое призвание. Думаю, что так же считают и мои коллеги.
- Спасибо, Сейдильда Диятильдаевич, за интервью. Желаю Вам и Вашему коллективу успехов!