Комитет автомобильных дорог (далее - КАД) Министерства транспорта и коммуникаций (далее – МТК) Республики Казахстан присудил контракт компании «Swedish National Road Consulting AB» (SWEROAD) 31 июля 2013 г. для выполнения следующей работы по Компонентам 1 и 2:
Компонент 1: Проведение аудита безопасности дорожного движения (АБДД) и обзора управления дорожным движением при проведении дорожных работ в рамках Проекта развития автомобильных дорог «Юг-Запад»(ПРАДЮЗ). ПРАДЮЗ предусматривает строительство и модернизацию участков автодорог протяженностью около 1 062 км между границей Актюбинской и Кызылординской областей и Шымкентом (включая северную объездную дорогу в город). Его финансирование осуществляется за счет займа Всемирного банка в сумме 2,125 миллиарда долларов США. Проект является частью государственной программы по модернизации и совершенствованию 2 840 километров автодорог в транзитном коридоре, связывающем Европу и Россию с Китаем через Казахстан. Общая цель государственной программы развития транзитного коридора ЗЕ–ЗК заключается в повышении эффективности и безопасности перевозок и содействии развитию вдоль одного из главных стратегических автомобильных транзитных коридоров Казахстана. Эффективность перевозок и торговли будет повышена за счет совершенствования инфраструктуры и придорожного сервиса вдоль всего транзитного коридора, что приведет к снижению транспортных расходов, а также за счет поэтапного реформирования организаций, отвечающих за все категории дорог. Как часть развития автомобильного коридора, в рамках ПРАДЮЗ финансируются консультационные услуги по разработке механизма совершенствования придорожного сервиса вдоль участков автодорог проекта.
Одна из целей ПРАДЮЗ заключается в повышении безопасности дорожного движения. Развитие автомобильного коридора ЗЕ-ЗК является крупнейшим инвестиционным проектом в стране, и поэтому крайне важно обеспечить, чтобы автодорога была безопасной для всех пользователей как в период строительства, так и после его окончания, когда она будет открыта для движения транспорта. Крайне необходимо предотвратить какие-либо аварии во время строительства и обеспечить, чтобы дорога была построена с учетом лучшей практики в сфере безопасности дорожного движения.
Аудит безопасности дорожного движения
Необходимо обеспечить, чтобы дорога была как можно более безопасной. Один из лучших способов снижения рисков на новой дороге заключается в использовании процесса аудита безопасности дорожного движения. Это – одна из форм страхования безопасности новой дороги, которая в настоящее время стала компонентом большинства национальных стратегий безопасности дорожного движения. Аудит безопасности дорожного движения – это процесс предотвращения аварий. Он предназначен для выявления угроз безопасности в техническом проекте автодороги с тем, чтобы внести изменения на этапе проектирования или на ранних этапах строительства, как это будет сделано в Казахстане.
Мировой опыт свидетельствует о том, что намного легче и дешевле устранить какие-либо недостатки технического проекта на этапе проектирования и строительства, чем что-то менять, когда дорога построена и открыта для движения транспорта.
Аудит безопасности дорожного движения (АБДД) является системной и официальной экспертизой параметров безопасности проекта строительства автодороги, предназначенной для выявления каких-либо потенциальных проблем безопасности с тем, чтобы, где возможно, доработать проект для их устранения или снижения. В ходе экспертизы делается оценка того, как предлагаемая новая или модернизированная дорога будет эксплуатироваться после того, как она будет открыта для движения транспорта. При этом основное внимание уделяется безопасности пользователей, включая пешеходов, велосипедистов, мотоциклистов, а также грузовые автомобили, автобусы, водителей и их пассажиров. Аудит должен проводиться квалифицированными и опытными аудиторами (экспертами по безопасности дорожного движения), которые независимы от разработчиков схемы. Аудит безопасности дорожного движения может принести значительные выгоды при небольших затратах, если он проводится официально и согласованно на всех этапах планирования, проектирования и реализации автодорожного проекта. Процесс требует наличия сильной приверженности руководства, квалифицированных аудиторов, сотрудничества со стороны групп разработчиков и непрерывной программы обучения. Опыт стран, которые ввели аудит безопасности, свидетельствует о том, что затраты на внесение изменений в результате аудита безопасности в значительной мере компенсируются выгодами от повышения безопасности, в частности, происходит меньше аварий, меньше становится серьезных аварий, и меньший ущерб причиняется искусственным сооружениям дороги.
Компонент 2: Подготовка«Стратегии развития придорожного сервиса» и ее пилотной реализации:Развитие придорожного сервиса играет ключевую роль в достижении целей развития ПРАД ЮЗ, способствуя и содействуя внутренним перевозкам, международному транзиту и торговле. В данной записке излагаются концепция и основные элементы развития придорожного сервиса вдоль транзитного коридора «Юг – Запад» с целью оказания содействия реализующему агентству ПРАД ЮЗ - Комитету автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций.
A. Придорожный сервис – концепция и характеристики
Придорожный сервис определяется как услуги, предоставляемые пользователям автодорог как водителям (включая водителей грузовых автомобилей), так и пассажирам в зданиях и сооружениях, расположенных в пределах или в непосредственной близости от полосы отвода крупных автодорог. С точки зрения пользователей автомобильных дорог, придорожный сервис может быть классифицирован по типам потребностей, как представлено ниже:
1) Потребности при совершении поездок: Услуги, удовлетворяющие основные потребности при совершении поездок, такие как заправка транспортных средств, питание, пресная вода, стоянки для устранения неисправностей/отдыха и вызов экстренных служб;
2) Дорожная информационная служба: Основная информация о транзитном коридоре и поездке, необходимая при планировании рейса, которая включает дорожные карты, карты центров технического обслуживания, расстояния и приблизительное время в пути до мест назначения, прогнозы погоды и т.д., а также местную информацию о культурном наследии и природных ресурсах, способствующих развитию туризма;
3) Розничное обслуживание: Остановки в пути для удовлетворения потребностей пользователей автодорог, а также пункты назначения, которые способствуют совершению новых поездок за покупками, такие как сельскохозяйственные рынки, торговые центры и рынки местных товаров;
4) Отдых и туризм: Услуги, которые делают поездки приятными и выходят за рамки удовлетворения простых потребностей, такие как рестораны, мотели, кафе, парки, зоны для пикников и т.д., а также услуги, оказываемые посетителям в туристических местах;
5) Общественный транспорт: Междугородние перевозки общественным транспортом вдоль транзитного коридора наряду с соответствующей информацией о поездках, остановками и терминалами, связанными с системой второстепенных дорог, обеспечивающей перевозки внутри города; и
6) Услуги для грузового транспорта: Объекты, информация и персонал, которые обеспечивают (a) соблюдение нормативно-правовых актов и законов в отношении грузовых перевозок, например, максимальной продолжительности работы водителей грузовых автомобилей и их максимальной загрузки; (b) предоставление логистических услуг на таких объектах, как транзитные хабы, пункты интермодальных перевозок, подъездные дороги к удаленным от моря складам, сухопутным портам или логистическим терминалам и (c) предоставление коммерческих услуг, таких как перевалка охлажденных, опасных и скоропортящихся грузов.
Придорожный сервис имеет решающее значение для развития сети автомобильных дорог, поскольку он может оказывать огромное воздействие как на восприятие пользователей автодорог, так и на развитие населенных пунктов, расположенных вдоль автодорог. Поэтому тщательное планирование, проектирование и соответствующие политические меры крайне важны для развития придорожного сервиса.
Консультационные услуги по вышеуказанным компонентам начались 18 сентября 2013 г. в сотрудничестве с АО КазДорНИИ в качестве суб-консультанта. Технический подход, методология и организационная структура Консультанта представлены в первоначальном отчете по компоненту 1 и компоненту 2 в октябре и ноябре 2013 г. соответственно.
Вся информация получена в результате изучения Технического задания (ТЗ) консультанта и ознакомительной поездки по участкам дороги проекта в период с 19 по 23 сентября 2013 г. по Компоненту 1 и в период с 14 по 28 октября 2013 г. по компоненту 2.
Для разъяснения различных мероприятий в рамках вышеупомянутых консультационных услуг и для полного понимания плана работ Консультанта (SWEROAD), в Комитете автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций РК 5 февраля 2014 г. была проведена презентация вводного отчета с участием всех заинтересованных сторон проекта. (Презентации вводного отчета по компонентам 1 и 2 размещены на нашем сайте в разделе «О проекте», подраздел «Карта проекта, схемы, слайды, модели»).