Участок автодороги «Шымкент-граница Жамбылской области» протяженностью примерно 80 км является четырехполосной дорогой, разделенной на два участка Категории 1Б. Участок между км 593 и км 632 (1 Участок) - абсолютно новое строительство трассы на территории Тюлькубасского района, пересекающее пахотные земли, засушливые земли, сады, виноградарские хозяйства, пастбища и другие земли. Другой участок, начинающийся с Км 632 по Км 674 (2 Участок), в основном пересекает существующую дорогу и связывает Обход г. Шымкент.
Строительство нового участка отходит от существующей дороги, начиная с км 632 и заканчивая на км 593 и проходит немного параллельно существующей дороге. Она пересекает реки Арыс, Жабалгы, Кизен, Тастумсык и ряд оросительных каналов.
Участок 1: SWRP-593-632-ICB(W)-001/2013, Подрядчик: СП Дена Рахсаз и Саргын, Иран/Турция
Участок 1, дата начала работ – 27/09/2013 и дата завершения – 27/09/2015. В начале проекта Подрядчик предложил построить туннель вблизи поселка Шатпакбаба протяженностью 800 метров путем выемки (средняя высота – 40 м) на холмах на основании соответствующих стандартов без дополнительных расходов со стороны Заказчика. Заказчик принял предложение и на данный момент все проекты и документация направлены на Государственную Экспертизу для одобрения. Кроме того, работы по выемке грунта у порталов практически завершены и вскоре начнутся работы по строительству самого туннеля.
Данный Проект является частью Государственной Программы по повышению категории транзитного коридора из Китая в Россию через Алматы, Тараз, Шымкент, Кызылорда и Актобе (Международный транзитный коридор «Западная Европа – Западный Китай» (около 2787 км), финансируемый Всемирным Банком, АБР И ИБР. Целью данного проекта является развитие эффективной, доступной и экологически устойчивой транспортной системы, которая сформирует часть пути с северо-востока на юго-запад страны.
Тендерная стоимость работ по данному участку: 15 751 627 460,00 тенге.
Туннель протяженностью 800 метров расположен на северо-востоке Шымкента.
Одним из главных преимуществ Заказчика от принятия проекта строительства туннеля является холмистая местность, которая улучшит проложение дороги и снизит отвесной наклон.
Статус работы на сегодняшний день
Мобилизация:
· Персонал: в настоящий момент на тоннеле работают 41 человек, из них 4 инженера, 30 операторов, 1 геодезист, 7 рабочих.
· Задействована следующая дорожно-строительная техника: бурильный станок горизонтального бурения– 2 ед, бурильный станок вертикального бурения – 3 ед, бульдозер – 1 ед, экскаватор – 3 ед, погрузчик – 1 ед, самосвалы – 10 ед.
· Субподрядчик(и): Компания АО «Казахвзрывпром» была утверждена Департаментом по чрезвычайной ситуации Южно-Казахстанской области на взрывные работы для тоннельной выработки.
Материалы:
· Подрядчик готовит соединительные балки и штанговые крепи.
· Взрывчатые вещества прибудут 18.08.2014
Ход работ:
· На 18 августа 2014 года выполнены работы по разработке грунта и взрывным работам на входе тоннеля в объеме 73 тыс. м3 из 73 тыс. м3 (100 %). На выходе тоннеля из 56 тыс. м3 разработано 42 тыс. м3. (75%). На сервисной штольне из проектных 10 тыс. м3 разработки, выполнено 10 тыс. м3 (100%).
· При проектной глубине выемки в 21,5 метр на входе тоннеля, произведена разработка выемки в глубину 18 метров. Оставшиеся 3 метра разрыхлены. Произведено укрепление откосов торкрет бетоном в объеме 338 м3. Установлено 10 шт., крепей. Пробурены горизонтальные скважины глубиной 3 метра.
· 19 августа планируется произвести первый взрыв подземным способом. (горизонтальная разработка тоннеля).
Преимущества проекта:
· Ликвидирует 1,337,000 м3 каменных пород взрывом. Суммарный объем выемки грунта по туннелю 300тыс. м3, включая выемки у порталов.
· Таким образом, туннель минимизирует воздействие на окружающую среду.
· В тендерных чертежах уклон продольного профиля составляет 6+%. Туннель снизит его до 2-%, что существенно улучшит продольный профиль дороги на этом участке. Это улучшит скорость движения грузовых машин (которые обычно перегружены) на холмистой местности, соответственно поток транспортных средств.
· Туннель с улучшенным наклоном снизит расход топлива, таким образом, обеспечивает значительную экономию топлива в долгосрочной перспективе.
· Туннель устранит нежелательные условия, которые будут возникать в зимнее время из-за гололеда при крутом наклоне 6+% и улучшит безопасность дорожного движения.
· Туннель также способствует снижению расходов на техническое обслуживание.
Строительство проекта проводится под надзором Temelsu (Турция) в ассоциации с Consult Ltd. (Казахстан)под руководством Консультанта по управлению проектом: КаздорНИИ/Сапа СЗ.