Сегодня на площадке Службы Центральных Коммуникаций прошел брифинг о ходе реализации автодорожных проектов в рамках Государственной программы «Нұрлы жол» и 58 шага Плана нации.
Для соединения городов по лучевому принципу эффективным и качественным транспортным сообщением государственной программой «Нұрлы жол» предусмотрена реализация 11 автодорожных проектов. На их реализацию выделяются средства из Национального фонда, Республиканского бюджета. Также ведутся работы по привлечению займов. По итогам реализации проектов 7 тысяч км автодорог будут переведены в I и II техническую категорию. При проведении реконструкции в пиковый период 2017-2019 годы на всех проектах будут задействованы около 200 тысяч рабочих мест. Будут полностью задействованы все отечественные производители по выпуску цемента, дорожного битума, инертных материалов, железобетонных изделий.
Заместитель председателя Комитета автомобильных дорог МИР РК Амангельды Беков в своем докладе отметил, что в текущем году на строительство и реконструкцию автомобильных дорог республиканского значения выделено 302 млрд. тенге. Протяженность автомобильных дорог, охваченных строительством и реконструкцией, составит 1,7 тыс км.
В целом по итогам 2016 года планируется открыть проезд на всем протяжении транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай», участков Бейнеу-Шетпе, Астана-Темиртау, Алматы-Капшагай, Капшагай-Талдыкорган и завершить строительство моста через реку Иртыш. В целом, будет открыт проезд на участках протяженностью 1 000 км.
Отдельно был затронут вопрос привлечения займов в 2015 году. Достигнута договоренность с крупными международными финансовыми институтам, как МБРР, ЕБРР, АБР, ИБР на финансирование проектов Центр-Юг и Центр-Запад, также Жетыбай-Жанаозен, Узынагаш-Отар. Для привлечения займов по проектам Центр-Юг, Центр-Запад и Узынагаш-Отар в 2015 году разработаны технико-экономические обоснования.
В свою очередь, заместитель председателя правления АО «НК «ҚазАвтоЖол» Улан Алипов в своем докладе проинформировал о реализации 58 шага Плана нации. В том числе о содержании дорог, внедрения платности по ним и развития придорожного сервиса. Он отметил, что перед компанией стоит задача не только построить дороги, но также необходимо их качественно содержать. В настоящее время на содержание автодорог выделяется порядка 13 млрд. тенге, хотя по нормативам финансирования ежегодно на содержание дорожной сети требуется 45 млрд. тенге. Планируется, что содержание автомобильных дорог будет осуществляться, в том числе за счет средств, полученных от взимания платы за проезд по платным автодорогам.
Как отметил Улан Алипов, ввод платности на автомобильных дорогах будет осуществляться только на тех участках, где будет проведена реконструкция или капитальный ремонт. В 2016 году платная система проезда будет введена на автомобильных дорогах Астана – Атбасар для грузовых автомобилей и Кызылорда – Шымкент для всех видов автотранспорта.
Наряду с этим, затронуты вопросы развития придорожного сервиса. В октябре прошлого года в рамках реализации 58 шага Плана нации Компания наделена полномочиями по развитию придорожного сервиса. Введен в действие Национальный стандарт, предъявляющий требования к объектам сервиса.
По словам Улана Алипова, Государственной программой инфраструктурного развития «Нурлы жол» до 2020 года поставлена задача по строительству и доукомплектованию 260 объектов сервиса. По итогам 2015 года введено в эксплуатацию 22 объекта сервиса. В 2016 году планируется ввести в эксплуатацию 26 объектов сервиса вдоль автомобильных дорог республиканского значения.