Home > Press-centre > СМИ о проекте > Аргументы и Факты Казахстан (Алматы), Мировой автобан /Валерий Хижняк/
Mass media about the project
Printer-friendly version
22/09/2010 г.
Аргументы и Факты Казахстан (Алматы), Мировой автобан /Валерий Хижняк/
Впервые в Казахстане строится автодорога такого качества и протяжённости. Только сейчас, когда уже видны контуры новой супермагистрали «Западная Европа - Западный Китай», недоверчивые кызылординцы поверили в реальность происходящего и с гордостью отмечают, что трасса её во многом повторяет легендарный Великий шёлковый путь, по которому давным-давно шли караваны из Китая в Европу и обратно.
- Этот транспортный коридор по праву можно назвать для нас проектом XXI века, который всколыхнёт экономику Приаралья, точно так же как строительство железной дороги Оренбург - Ташкент было проектом начала XX века, - восклицает начальник областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Омирбек ШАМЕНОВ. - Разве не впечатляют такие цифры. Общая протяжённость дороги (подобных не знает СНГ!) - 8445 километров, из них 2787 (это треть) проходит по территории Казахстана, а по нашей области самый протяжённый казахстанский участок - 817 километров. Водителей поразит не только длина новой дороги. Предусмотрено коренное преобразование всем знакомой трассы Самара - Шымкент. К примеру, от Шымкента до Кызылорды она будет 1-й технической категории, где расчётная скорость может достигать 150 км/час. На север до Актюбинской области скоростная планка остановится на 120 км/час. Этот отрезок отнесён ко 2-й категории.
Ширина дорожного полотна вместо нынешних 12 метров составит от 15 до 27,5 метра. Придётся переустроить все мосты и путепроводы. Впервые, что немаловажно для местных жителей, создадут проходы для скота.
- Общий объём средств, которые предстоит освоить только на нашем участке, -181,8 миллиарда тенге, - подчёркивает собеседник. - На всё про всё отводится два года.
Генподряды на строительство кызылординского участка международной автомагистрали выиграли три итальянские компании (АО «Салили», АО «Импреза», АО «Тодини») и азербайджанско-турецкая (СП «Аккорд-Окан»). Они открыли в области свои филиалы и после процедуры регистрации исправно платят налоги. Так что эти компании можно считать своими. Вместе с ними работают 24 казахстанские субподрядные организации, среди которых четыре кызылординских.
- Но наши местные кадры, а это более 8 тысяч человек, работают во всех дорожностроительных компаниях, -подчёркивает начальник управления пассажирского транспорта и автодорог. -Кстати, и дорожные материалы у нас на 90 процентов свои. На всю мощь работают щебёночные заводы региона. В этом году они должны выдать 3,4 миллиона кубометров щебня, в карьерах предстоит добыть и перевезти в тело дороги два с половиной миллиона кубометров песчано-гравийной смеси. Сейчас в Жанакорганском, Шиелийском и Аральском районах уже идёт укладка асфальтобетона. В других районах занимаются планировкой и строительством объездных дорог. В этом сезоне планируем в асфальтобетон «одеть» 120 километров в восточном направлении и 194 км - в западном. На сегодня на 400 км снят верхний плодородный слой почвы, обустроены объездные дороги общей протяжённостью более 100 км, уложено 4990 тысяч кубометров земляного полотна и осуществлено устройство 59 водопропускных труб.
- Неужели всё так гладко и безнакладок?
- Так, конечно, не бывает, тем более на такой громадной стройке, - признаётся Омирбек Шаменов. - В любом деле на первом месте должен быть персонал, о котором нужно уметь заботиться. К сожалению, эту прописную истину на первых порах игнорировали наши иностранные партнёры. Только после забастовки местных рабочих, недовольных порядками в турецко-азербайджанской компании, наметились отрадные изменения. В ходе проверки причин инцидента выяснилось, что здесь не смогли организовать полноценное питание и быт рабочим, возникли разногласия по расчёту зарплаты.
Теперь, после смены руководства, в СП «Аккорд-Окан» налажена сдельная оплата труда, выплачивают сверхурочные в полуторном размере от обычного заработка, за работу в праздничные дни - в двойном размере, вспомнили и про положенный в наших краях экологический коэффициент.
- Впрочем, есть претензии и к нам, причём по поводу трудовой дисциплины наших кадров, - не стал скрывать О. Шаменов. - Некоторые рабочие умудрялись являться на работу в нетрезвом виде, а потому не проходили алко-тест. Такая безалаберность просто недопустима при работе на дорогой технике, где надо с максимальной ответственностью относиться к своим обязанностям.
- Знатоки уверяют, что «одежде» международной магистрали окажется нипочем ни наша жара, ни мороз. С другой стороны, такого многослойного дорожного покрытия, толщиной в 65 см, нашим строителям делать не доводилось.
- Да ещё при таком строгом контроле, когда тесты качества асфальтобетона, бетона и других материалов проводятся как в лаборатории, так и на самих объектах, - подхватывает Омирбек Шаменов. - Непривычно и то, что материалы проверяются сначала до использования, а затем во время укладки. Помимо ведомственного контроля есть и независимый пригляд специалистов из южнокорейской корпорации «Исаи», которые действуют по поручению Всемирного банка и решительно пресекают все отклонения.
- Как известно, полное завершение строительства международного транспортного коридора по территории Kaiaxcra-на предусмотрено на декабрь 2012 года. Обустройство и рекультивация земель продолжится до середины 2013 года. Традиционный вопрос: что ждёт дорожников области дальше помимо строительства и обустройства местных дорог, которые значатся как трассы областного и районного значения?
- Понятно, что сейчас все силы и средства сосредоточены на строительстве автобана «Западный Китай - Западная Европа», и пока ожидать значительных инвестиций на завершение дороги «Кызылорда - Жезказган» не приходится. В то же время именно транспортный коридор из Китая в Европу придаёт более высокую значимость дороге на Жезказган. Теперь это не только наш короткий выход на Караганду, Астану, но и прямой выход этих регионов на международную трассу.
Возникает интерес и к продолжению строительства дороги не только на Жезказган, но и её плеча в Узбекистан, на Учкудук, а далее в Туркмению. Вспомним, что изначально эта дорога и планировалась как «Бухара – Кызылорда - Жезказган». Сейчас задумана железная дорога вдоль Каспия в Туркмению. Она даст выход нашим вагонам к Персидскому заливу. Автомобильный коридор к этой же цели мог бы пройти через Кызылорду. Расстояния здесь небольшие. До границы с Узбекистаном от Кызылорды - всего 150 километров, а до ближайшего города Учкудук- чуть больше трёхсот. Эта дорога нужна и нашим соседям - она даёт им выход на рынки не только нашей страны, но и Сибири.