Home > Press-centre > СМИ о проекте > Журнал «Логинфо» (Россия). Казахстан сокращает путь из Китая в Европу
Mass media about the project
Printer-friendly version
29/09/2010 г.
Журнал «Логинфо» (Россия). Казахстан сокращает путь из Китая в Европу
Для эффективного использования геополитического потенциала Республики Казахстан необходимо создание современной транспортно-логистической системы, интегрированной в международную транспортно-логистическую цепь поставок, способную предложить качественные транспортные услуги. В этом плане весьма перспективен проект «Западная Европа — Западный Китай», в настоящее время активно реализуемый в Казахстане.
Этот международный транзитный коридор будет основным маршрутом грузоперевозок в центрально азиатском регионе. Он обеспечит высокий уровень услуг, включающий комбинацию превосходного технического состояния автодорог вместе с современной интеллектуальной системой и услугами логистических центров. Система платных дорог, планируемая на некоторых участках коридора, обеспечит качество и своевременность предоставляемых услуг.
Сокращаем время в пути
Реализация мегапроекта «Западная Европа — Западный Китай» была начата в 2008 году по инициативе Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. Международный транспортный коридор обеспечит надежную транспортную связь стран Центральной Азии с Европой, а также выход из Китая в страны Юго-Восточной Азии в западные регионы России и далее в Европу.
Основными преимуществами данного проекта по сравнению с существующими альтернативными коридорами (автодорожный Транссиб, морской через Суэцкий канал) является его протяженность и время нахождения в пути. Если при использовании морского коридора время нахождения в пути доходит до 45 суток, а по «АвтоТранссибу» 14 суток, то по коридору «Западная Европа — Западный Китай» от порта Ляньюньгань до границ с европейскими государствами время в пути составляет порядка 10 суток (при нахождении в пути 10 часов в сутки, двух водителях и движении со средней скоростью 80 км / час). Данный проект обеспечит грузоперевозки по трем основным направлениям Китай-Казахстан (25 %), Китай-
Центральная Азия (35 %), Китай-Казахстан-Россия-Западная Европа (40 %).
Реализация проекта «Западная Ев¬ропа — Западный Китай», несомненно, улучшит социально — экономический климат как в Казахстане в целом, так в и отдельных регионах. Мы ожидаем оживление международной торговли, увеличение доходов государства, приобщение к культуре приграничных стран и доступ к мировым финансовым и торговым центрам, большую мобильность рабочей силы, развитие машиностроительного комплекса, строительство новых зданий, сооружений, обслуживающих данную магистраль, улучшение качества жизни населения и повышение его доходов, приток новых технологий и технических новинок, повышение конкурентоспособности страны на мировом рынке.
Вот — новый поворот
МТК «Западная Европа — Западный Китай» состоит из двух существующих международных транзитных коридоров «Хоргос — Алматы — Тараз — Шымкент — Ташкент — Термез» и «Самара-Шымкент». По Казахстану маршрут проходит через пять областей (Актю-инскую, Кызылординскую, Южно — Казахстанскую, Жамбылскую и Алматинскую), где проживает 7,9 млн человек, что чуть менее половины населения Казахстана. Реконструкции подлежит 2452 километров дороги из 2787 (в Актюбинской области — 358, Кызылординской — 817, ЮКО — 458, Жамбылской — 480, Алматинской — 339).
Предусматривается перевод на I техническую категорию с 4-х полосным движением 1390 километров трассы (Кызылорда — Туркестан — Шымкент — Тараз — Алматы — Хоргос), остальные участки протяженностью 1062 км переводятся на II техническую категорию (граница РФ — Мартук — Актобе — Карабутак — Кызылорда).
По всему коридору планируется улучшение геометрических параметров трассы (повороты, видимость, уклоны), в целях улучшения экологической и санитарной обстановки предусматривается обход крупных населенных пунктов (Актобе, Шаган, Аральск, Кызылорда, Шиели, Жанакорган, Туркестан, Икан, Темирлан, Шымкент, Тараз, Кулан, Ташкарасу, Жаркент, перевалы Кордай, Машат, Куюк).
Для построения системы мультимо-дального контейнерного сервиса, обеспечивающего формирование и транспортировку транзитных потоков, в рамках реализации проекта в Казахстане намечено создать: пять международных логистических центров (на территории Алматинской области, в Актобе, в Таскалинском районе Западно-Казахстанской области, и Шымкенте и Хоргосе); двенадцать региональных транспорт но-логистической центров в городах и населенных пунктах: Уральск, Актобе, Карабутак, Аральск, Байконур, Кызылорда, Туркестан, Шымкент, Тараз, Шу, Алматы, Хоргос.
Три источника, три составных части проекта
Для реализации проекта определены три источника финансирования проекта.
Первый. Республиканский бюджет — 136,1 млрд тенге (далее — тг): участок «Карабутак — Иргиз-граница Кызылординской обл.» — 21,3 млрд тг;
Второй. Внешние займы международных финансовых институтов — $ 3,4 млрд: Европейский банк реконструкции и развития на участок «граница РФ (Мартук) — Актобе» протяженностью 102 км — $ 180 млн; Всемирный банк реконструкции и развития на участок «граница Актюбинской обл. — Кызылорда-Шымкент» протяженностью 1062 км — $ 2125 млн; Азиатский банк развития на участок «граница Южно-Казахстанской области — граница Алматинской обл.» протяженностью 431 км — $ 924 млн в 4 транша; Исламский банк развития на участок «граница ЮКО — граница Алматинской обл.» протяженностью 58 км — $ 170 млн в 1 транш. Третий. Частные инвестиции на концессионной основе — 266,6 млрд тг: участок «Алматы-Хоргос» протяженностью 301 км — 169 млрд тг; участок «Ташкент-Шымкент-граница Жамбылской обл.» протяженностью 203 км — 97,6 млрд тг.
Дорога себя окупит
Но эти вложения того стоят. Проведенные исследования проекта показывают, что к 2020 году объем грузоперевозок по маршруту увеличится в 2,5 раза (с 13 млн тонн до 33 млн тонн в год). А среднегодовой суммарный экономический эффект от реализации проекта оценочно составит: от сокращения времени пути — 33,9 млрд тенге; от сокращения количества ДТП —49,9 млн тг; от сокращения числа погибших в результате ДТП — 19,3 млрд тг; от сокращения затрат на эксплуатацию автотранспортных средств — 9,5 млрд тг; рост валового регионального продукта (ВРП) — 82,9 млрд тг.
Сейчас в Казахстане для обеспечения безопасности на скоростных магистралях и информационного сопровождения грузов начато внедрение интеллектуальных транспортных систем (ITS). Они предусматривают видеонаблюдение трассы, оповещение участников движения о дорожных и метеорологических условиях, контроль скоростного режима и весовых параметров потока. Одним из первых ИТС будет внедрен на скоростной магистрали Астана — Бурабай, соединяющей столицу с Боровской курортной зоной. Также внедрение ИТС планируется и вдоль международного транзитного коридора «Западная Европа — Западный Китай».
Сейчас ведутся строительные работы на участках общей протяженностью 1186 км. На стройку мобилизовано 3 161 единиц дорожно-строительной техники, привлечено 13 250 человек, в числе которых 274 иностранных специалиста. Но темпы будут нарастать: к 2012 году на строительных площадках будет задействовано более 10 тысяч единиц дорожно-строительной техники и оборудования и до 50 тысяч человек. Как и в любом другом масштабном проекте, при проведении дорожно-строительных работ периодически возникают проблемы, но все вопросы решаются в оперативном порядке, создаются рабочие группы, регулярно проводятся заседания управляющих центров по контролю реализации данного проекта.
Сентябрь 2010 г.
Ирина Фурсова
Ирина Фурсова