Проект строительства и реконструкции международного транзитного коридора “Западная Европа – Западный Китай” является одним из стратегических для экономики регионов нашей страны.
Общая протяженность коридора составляет 8445 км, из которых 2787 км проходит по территории Казахстана. Реконструкции подлежит 2452 км дороги, в том числе перевод в I техническую категорию с 4-х полосным движением 1390 км дороги (это по трассе Кызылорда-Туркестан-Шымкент-Тараз-Алматы-Хоргос), во II техническую категорию, участки, общей протяженностью 1062 км. По всему коридору предусматривается улучшение геометрических параметров трассы.
На совещании в министерстве транспорта и коммуникаций, в конце прошлой недели, министр Абельгазы Кусаинов отметил, что первоначальный, организационный этап реконструкции коридора охватывает все – от своевременного оформления необходимой документации до мобилизации техники и людей, начала строительных работ.
Так, в Южно-Казахстанской области в ноябре прошлого года проведены необходимые конкурсные процедуры и заключены контракты с шестью подрядными организациями, которые уже начали подготовку к строительным работам на участках общей протяженностью 224 км. Это такие компании, как “Дена Рахсаз” (Иран), “Копри-Сейсер” (Кувейт-Казахстан), “Кукдонг”, “Поско” (Южная Корея), “Синохайдро” (Китай) и СП “Азеркорпу-Тепе” (Азербайджан-Турция). В текущем году они должны обеспечить устройство 140 км дороги.
Однако уже на начальном этапе к подрядчикам появились претензии. Они касаются слабой мобилизации техники и заготовки материалов, что привело к отставанию от графика работ. На совещании в министерстве транспорта и коммуникаций, которое прошло в конце прошлой недели, Абельгазы Кусаинов адресовал их компаниям “Поско” и “Синохайдро”. Министр письменно предупредил их руководство: если выявленные нарушения не будут устранены, вопрос будет стоять о дальнейшем участии компаний в реализации проекта “Западная Европа – Западный Китай”.
Одним из ключевых условий, предъявляемых к подрядчикам, является максимальное использование казахстанских товаров и материалов, а также местных трудовых ресурсов. В связи с этим министр пообещал, что его ведомство будет очень жестко отслеживать выполнение данного требования.
Кроме того, крайне важно сохранить те исторические и культурные памятники, которые расположены вдоль транзитного коридора.
По итогам проведенных исследовательских работ только в окрестностях г.Шымкента выявлено десять археологических памятников вдоль строительной площадки будущего “Обхода г.Шымкент”. В том числе – древнее поселение Хурлуг, средневековый комплекс Рибадз, площадью 3 га, четыре захоронения и два более поздних поселения. По заключениям археологов, они представляет собой большую историческую ценность и построены не менее чем две тысячи лет назад. Поэтому на весь период строительства все памятники будут огорожены защитными блоками.
В Жамбылской области строительные работы были начаты в 2009 году. На сегодня уложено 20 км асфальтобетонного покрытия, 57 км цементобетонного покрытия и открыт проезд на 50 км новых дорог.
В этом году здесь планируется устроить 300 км дороги, в том числе 54 км асфальтобетонного и 246 км цементобетонного покрытия.
А три дня назад ТОО “Казахдорстрой”, входящее в холдинг BI Group и являющееся одним из генеральным подрядчиков по проекту “Западная Европа – Западный Китай” в Жамбылской области, начало укладку цементобетонного покрытия на участке 404 – 443 км автодороги Тараз – Кордай. Работы начаты с опережением графика на один месяц.