В Жамбылской области открыто движение еще на одном участке международного транзитного коридора «Западная Европа - Западный Китай». Это бетонная дорога в 4 полосы и длиною в 18 километров. Теперь и от Тараза до горного перевала Куюк водители будут ездить по скоростной трассе. Всего с начала реализации этого проекта на территории региона построено уже более 80 километров новой автомагистрали.
Расстояние от Тараза до перевала Куюк составляет всего 18 километров. Но для водителей этот путь был долгим - узкая изношенная дорога и ограниченная скорость. Новую построили из бетона и сразу в четыре полосы - в два направления.
Дальше - Куюк. Это горный серпантин, проложенный еще более полувека назад. Крутые подъемы и спуски, гололед зимой и раскаленный тающий асфальт летом - грузовые машины неделями не могли преодолеть его. Скоро преодолеватьз этот перевал уже не придется.
Свободная минутка для Бекена Шакирова и его коллег выдается редко. Они строят альтернативную перевалу дорогу - совсем рядом, параллельно. Она будет шире в 2 раза и почти ровной - взрывные работы сделали горы ниже на целых 16 метров.
Машинист катка Бекен говорит, что дорога будет очень качественной, ведь укладывают ее в 3 слоя. А материалы проходят проверку на прочность сразу в нескольких лабораториях.
Бекен ШАКИРОВ, МАШИНИСТ КАТКА:
- Я строил много разных дорог, но вот таких, как «Западная Европа - Западный Китай», такую дорогу первый раз вижу. Здесь даже проект другой вообще, технологии другие, качество материалов. Там есть лаборатория, которая проверяет качество работ. Раньше был один, а сейчас уже три слоя в этой дороге.
Бекен приехал на эту стройку за тысячи километров - из Восточного Казахстана. Высокая зарплата, современная техника и хорошие бытовые условия.
Бекен ШАКИРОВ, МАШИНИСТ КАТКА:
- У каждого - своя комната, постельные принадлежности, стирка есть, прачечные, полы моют. Четыре раза кормят. Как положено кушаем.
В этом проекте занято около десяти тысяч рабочих. Более половины - местные жители. А для сотен домохозяек из близлежащих аулов нашлась подходящая работа в жилых городках строителей.
Гульнар КОКБАЕВА, РАБОТНИЦА ПРАЧЕЧНОЙ:
- Я искренне радовалась, когда начали строить эту дорогу. Ведь работа нашлась для всех членов моей семьи. Сами знаете, в ауле ее трудно найти. Сын мой здесь - на строительстве. А я вот в прачечной для рабочих. И зарплата хорошая у нас.
Протяженность транзитного коридора «Западная Европа - Западный Китай» на территории Жамбылской области составит 495 километров. Это - дороги первой и второй категорий, 12 мостов и 9 объездных путей вокруг населенных пунктов.
Особое значение проект имеет для жителей Меркенского района. Им больше не придется дважды пересекать кыргызскую границу, чтобы попасть из одного казахстанского аула в другой - новая дорога идет в обход соседнего государства.
Улан АЛИПОВ, ДИРЕКТОР ЖАМБЫЛСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РК:
- Ввоод всех участков идет по графику, сейчас разрабатывается программа совместно с Министерством туризма и спорта по строительству инфраструктуры дороги. По Жамбылской области определено уже 6 участков, где будут строиться объекты сервиса разных категорий. Туда входят и заправки, и мотели, и кафе, и магазины- все в комплексе будет.
Строительство транзитного коридора на территории Жамбылской области обойдется в миллиард 126 миллионов долларов. Финансируют проект Азиатский и Исламский банки развития и Японское агентство международного сотрудничества.
Завершить строительство дорожники обещают в 2014 году. А один из самых сложных участков - от Тараза до границы Южно-Казахстанской области будет сдан уже до конца этого года.