В Кызылорде под председательством главы Министерства транспорта и коммуникаций Берика Камалиева и с участием акима области Болтабека Кандыкова состоялось совещание по вопросам реализации крупнейшего проекта Госпрограммы ФИИР – строительства международного автобана Западная Европа – Западный Китай.
Открывая встречу, Болатбек Куандыков особо отметил высокую социальную значимость инициированного Главой государства грандиозного инфраструктурного проекта для жителей Приаралья. По его словам, «всенародная стройка» позволила открыть в регионе тысячи новых рабочих мест, развить производство строительных материалов. Важным назвал он и то, что, работая плечом к плечу с высокопрофессиональными иностранными специалистами, бесценный опыт в дорожном строительстве приобретают местные компании и кадры.
Берик Камалиев в свою очередь отметил, что в области строится самый крупный в Казахстане 812-километровый участок трансконтинентального коридора и в текущем году здесь запланировано покрыть асфальтобетоном внушительный 500-километровый отрезок дороги. Министр подчеркнул, что в Приаралье на постройке магистрали задействовано уже свыше 16 тыс. человек и мобилизовано более 3 тыс. единиц дорожно-строительной техники. При этом 95% персонала и строительных материалов – казахстанские.
По словам Б. Камалиева, график производства работ, заготовка строительных материалов находятся под ежедневным контролем со стороны подразделений МТК. Но первостепенное значение наряду с обеспечением соблюдения сроков и качества строительства имеют и своевременная выдача заработной платы сотрудникам, в том числе субподрядных организаций, вопросы безопасности труда, бытовые условия и в целом соблюдение трудового законодательства государства.
В качестве примера жесткого реагирования на задержку зарплаты Б. Камалиев привел субподрядную организацию одного из генеральных подрядчиков – итальянской компании «Импреза» – ТОО «Куан КБ», которое после вмешательства МТК рассчиталось с рабочими, но, тем не менее, с ним был расторгнут договор. Как выяснилось, компания уже попадала в число нарушителей, а в этот раз «чаша терпения» оказалась переполненной…
На совещании были заслушаны отчеты руководителей контролирующих структур и всех пяти генеральных подрядных организаций, строящих кызылординский участок магистрали, – АО «Салини», СП «Аккорд Окан», АО «Импреза», АО «Азеркорпу» и АО «Тодини». Как выяснилось, не все генпорядчики выдерживают график производства работ. Но если к азербайджано-турецкому СП «Аккорд Окан» – к одному из бывших аутсайдеров – у МТК уже практически не осталось претензий, то АО «Импреза» по-прежнему в числе отстающих с перспективой «вылететь» из проекта. Компания должна выправить свое шаткое положение до 15 сентября, иначе контракт с ней будет расторгнут.
Есть и лидеры. Взяв хороший старт еще в минувшем году, АО «Тодини» строит магистраль в южных районах региона с опережением графика. Выделяются на фоне 26 субподрядных организаций и два кызылординских дорожно-строительных предприятия – «УАД» и «Дорстрой», также заслуживших похвалу руководителя МТК.
Судя по цифрам, масштабная стройка в области выдерживает достаточно высокий темп, даже несмотря на аномальную жару нынешним летом. По данным МТК, устроено 6,6 млн. кубометров земляного полотна, 245 км – подстилающего слоя, 232 км – основания и 247 км – нижнего слоя покрытия из асфальтобетонной смеси. Заготовлено 2,4 млн. кубометров щебня, 1,6 млн. – песчано-гравийной смеси, 21 тыс. – железобетонных изделий и 52 тыс. тонн битума.