Правительство намерено повысить прозрачность строительства магистральной трассы Западная Европа – Западный Китай. Для этого к контролю за исполнением проекта, помимо Министерства транспорта и коммуникаций и управляющих компаний, будут привлечены неправительственные организации (НПО).
В понедельник в Астане прошло совещание, посвященное прозрачности реализации проекта «Западная Европа – Западный Китай», в котором приняли участие представители всех областей, по которым пройдет казахстанский участок трассы, а также Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, Всемирный банк, Азиатский банк реконструкции и развития, компании, управляющие проектом, и представители общественных организаций. Участниками совещания был обсужден проект меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве, основной целью которого выступает определение наиболее прозрачного процесса мониторинга хода реализации проекта «Западная Европа – Западный Китай». Этот документ будет подписан тремя сторонами: Комитетом автомобильных дорог МТК РК (КАД), компаниями по управлению проектом и надзору за строительными работами, а также казахстанскими НПО, входящими в ассоциацию «Азаматтық Құрылтай». В рамках меморандума будет создана сеть экспертных советов прозрачности и устойчивого развития (сеть ЭСПУР), обеспечивающая выявление, учет и разрешение социально-экономических, трудовых, экологических и коррупционных нарушений.
Предметом мониторинга станут такие аспекты, как выкуп земель, жалобы общественности, воздействие строительных работ на окружающую среду, охрана воды в период строительства и эксплуатации, а также трудовые вопросы. Меморандумом будут охвачены Актюбинская, Кызылординская, Южно-Казахстанская, Жамбылская и Алматинская области, на территории которых ведется реализация проекта. В состав рабочих органов сети ЭСПУР будут входить национальный ЭСПУР, представляющий собой многосторонний орган в Астане из представителей КАД, компании и НПО, региональные ЭСПУР, а также местные советы граждан.
Участники совещания поддержали проект меморандума, который после внесения корректировок будет направлен на согласование соответствующим госорганом и подписан. Как отметил «Къ» руководитель общественного объединения «Благо» Юрий Криводанов, на данный момент проект меморандума направлен в 11 компаний – консультантов по управлению проектом и надзору за строительством на рассмотрение. Документ, предположительно, подпишут в середине апреля текущего года. «Участие НПО в этом грандиозном проекте позволит защитить права местных жителей, где ведется строительство дороги, объектов культуры и исторических памятников, а также позаботиться о безопасности как самих работников, занятых в проекте, так и местных жителей», – прокомментировал он.
Общественный эксперт ассоциации «Азаматтық Құрылтай» Бауржан Исалиев считает, что участие НПО в мониторинге хода реализации проекта «Западная Европа – Западный Китай» позволит общественности получать достоверную информацию об эффективности реализации проекта, о целесообразности расходования госсредств, соблюдении сроков и качества строительства. «Наша ассоциация наблюдает за этим проектом уже три года, и я думаю, что она имеет право присутствовать в мониторинге реализации», – подчеркивает собеседник «Къ».
В Казахстане в настоящее время работы ведутся на 34 участках протяженностью 1,6 тыс. км на территории Актюбинской, Кызылординской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областей. Всего мобилизовано около 6 тыс. единиц техники. За весь период с начала строительных работ введены в эксплуатацию и работают 30 асфальтобетонных, 24 цементобетонных завода и 32 дробильные установки. Введение в эксплуатацию коридора даст рост транзитных грузопотоков по направлениям Китай – Центральная Азия, Китай – Россия – Западная Европа к 2015 году в 1,5 раза, или же до 1,2 млн тонн.
Суть дела
К реализации идеи возрождения Великого шелкового пути – мегапроекта «Западная Европа – Западный Китай» общей протяженностью 8,4 тыс. км приступили в 2009 году. Протяженность коридора по территории Казахстана составляет 2,7 тыс. км, Китая – 3,4 тыс. км, России – 2,2 тыс. км. На сегодняшний день в Казахстане к реализации этого проекта привлечено свыше 35 тыс. дорожных строителей. В перспективе в проекте будет задействовано около 50 тыс. человек. Завершение строительства коридора на территории вышеперечисленных четырех областей предусмотрено к концу 2013 года.