Как отмечается в пресс-релизе Представительства, Казахстан является девятой по величине страной в мире с площадью, равной территории Западной Европы. Модернизация транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» является одним из главных приоритетов программы развития инфраструктуры Республики Казахстан. Это основной дорожной коридор через Казахстан от границы с Китаем на юго-востоке через Алматы, Тараз, Шымкент, Кызылорду, и Актобе, до границы с Россией (в общей сложности 2787 км). Строительство коридора началось в 2009 году. На сегодняшний день Всемирный банк уже помог модернизировать 1065 км дороги в рамках финансирования текущего Проекта развития автомобильных дорог «Юг-Запад».
Ожидается, что утвержденный Проект развития автомобильных дорог «Восток-Запад» обеспечит эффективную транспортную связь от Алматы – одного из главных экономических центров Центральной Азии – до Хоргоса, основного дорожного пункта пересечения границы между Казахстаном и Китаем, завершив тем самым обновление дорожного коридора ЗЕ-ЗК. Данный проект позволит улучшить движение автомобильного транспорта для 7,9 млн. человек, почти половины населения Казахстана.
«Коридор Алматы-Хоргос оказывает наибольшее влияние на экономику региона, являясь транзитным звеном для товаров, ввозимых из Китая в Казахстан и другие страны Центральной Азии, и, следовательно, имеет важное значение для увеличения торговых потоков и экономических перспектив, – говорит Постоянный представитель Всемирного банка в Казахстане Шебнем Аккая. – Развитие транспортной инфраструктуры в сочетании с усилиями по повышению эффективности транспортного сектора является стимулирующим фактором к развитию конкурентоспособности экономики страны, повышению производительности и диверсификации».
Проект развития автомобильных дорог «Восток-Запад» охватывает следующие участки дорог: Алматы – Чилик, Чилик – Ташкарасу и Ташкарасу – граница с Китаем. Новая дорога будет на 13% короче существующей (305 км вместо 351 км). Проект будет содействовать более эффективному перемещению людей и товарообороту, а также повысит безопасность дорожного движения. Проект также будет способствовать промышленной, сельскохозяйственной и коммерческой деятельности в связи с улучшением торговли и качества услуг вдоль коридора, а также в прилегающих городах и селах.
В результате строительства качество услуг, предоставляемых участникам дорожного движения, будет улучшено, а эксплуатационные расходы транспортных средств снизятся на 13%. Проект также окажет содействие РГП «Казавтодор», отвечающему за техническое обслуживание дорог, в улучшении обслуживания участников дорожного движения.
«В дополнение к физическим инвестициям в улучшение качества дорог, проект будет способствовать укреплению институциональной базы дорожной отрасли для обеспечения надлежащей эксплуатации и технического обслуживания международной дорожной сети в Республике Казахстан, – говорит Жак Буре, Руководитель группы Всемирного банка по Проекту развития автомобильных дорог «Восток-Запад». – Участие Всемирного банка будет способствовать прозрачности в использовании ресурсов, внедрении международно совместимых фидуциарных стандартов, стандартов охранной политики, а также современных технических стандартов проектирования и строительства дорог».
Строительные работы будут завершены в 2015 году. Расширение транспортного коридора с 2 до 4 полос движения потребует дополнительных финансовых средств из республиканского бюджета на эксплуатацию и техническое обслуживание. Для оказания помощи Правительству в восстановлении расходов в рамках проекта будет проведено исследование по рассмотрению внедрения различных платных механизмов использования дорог. Достижение инвестиционных целей и получение ожидаемого уровня сервиса будут гарантированы правильной и своевременной эксплуатацией и техническим обслуживанием.
Казахстан присоединился к Группе Всемирного банка в июле 1992 года. С того момента, являясь одним из основных партнеров развития, Всемирный банк предоставил Казахстану 39 займов на общую сумму 5,6 млрд. долл. США.