11 ноября 2014 года Глава государства в ходе очередного Послания народу Казахстана дал старт Новой экономической политике «Нурлы жол».
Послание удивило экспертов не новизной (об инфраструктурном развитии Нурсултан Назарбаев и ранее говорил неоднократно), а, скорее, предельной четкостью. Речь шла не об абстрактных направлениях работы, а о конкретных целях и задачах, на выполнение которых выделяются конкретные деньги. Суть проста: пока другие судорожно искали лекарство от кризиса, мы методично наращивали объемы Национального фонда. Настало время обратиться к его резервам для того, чтобы укрепить экономику и придать ей новое ускорение. Казахстан вливает накопленные средства в экономику, но делает это не бездумно. Каждый проект карты «Нурлы жол» даст осязаемый результат в будущем. Астрономическая сумма в 500 миллиардов тенге (без малого 3 миллиарда долларов) на дороги, порты, банки и бизнес – всего лишь своевременные долгосрочные инвестиции.
Вспомним, на какие цели пойдет выделенная из Нацфонда сумма.
* Кредитование МСБ – 100 миллиардов тенге. Глава государства в каждом выступлении, посвященном экономике, говорит о том, что долю МСБ в ВВП нужно доводить до уровня развитых стран (то есть до 40-50%). Дополнительные затраты выглядят более чем оправданными с учетом крушения российского рубля и присоединения Казахстана к ВТО.
* Оздоровление банковского сектора путем выкупа «плохих» кредитов – 250 миллиардов тенге. По данным Нацбанка, по состоянию на июль 2015 года доля проблемных кредитов составила 10% от общего объема ссудного портфеля банков против 23,5% в 2014 году. Результат работы очевиден, даже несмотря на скептические оценки некоторых экспертов.
* Создание необходимой инфраструктуры для привлечения инвестиций – 81 миллиардов тенге. Речь идет о завершении проекта «сухого порта» «Хоргос – Восточные ворота», а также нескольких СЭЗ.
* Строительство комплекса «Экспо» – 40 миллиардов тенге. Судьба этих денег печальна, но не безнадежна. Стройка усилиями дважды обновившейся команды (ответственность за подготовку с Адильбеком Джаксыбековым разделил Ахметжан Есимов) будет завершена в срок.
* Строительство нового терминала и реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Астаны – 29 миллиардов. Обыватель может отметить для себя, что столичный аэропорт никогда не бывает переполненным. Но здесь свою роль играет стратегическое видение развития города, в которое закладываются рост числа жителей, открытие новых воздушных маршрутов, рост интереса к Астане со стороны инвесторов и рядовых туристов. Наконец, для проведения крупных международных мероприятий вроде «Экспо» нынешнего терминала столичного аэропорта будет явно недостаточно.
Кроме того, Президент обратил внимание на необходимость развития энергетической инфраструктуры. В частности, речь шла о строительстве ветки электропередач от Экибастуза через Семей до Усть-Каменогорска и Алматы. Ее значение огромно и заключается, прежде всего, в снижении и даже полном устранении зависимости южных регионов от закупаемой из-за рубежа электроэнергии.
Еще одним важным направлением проекта является модернизация ЖКХ. Общий износ коммуникаций и сетей в Казахстане даже по самым скромным подсчетам составляет 65%. Речь идет о катастрофическом состоянии отечественного ЖКХ, логичным итогом которого являются случаи «разморозки» целых населенных пунктов.
Кроме того, Глава государства отметил важность строительства социальной инфраструктуры, в частности, школ и детских садов. Эта работа ведется на постоянной основе, но юных казахстанцев, к счастью, становится все больше. Обеспечение их образованием – задача стратегической важности.
Какое из этих направлений важнее? Трудно сказать. Развитие каждого из них – вопрос жизненной необходимости. Остановимся на направлении, ход реализации проектов которого можно отследить на каждом этапе, - дорожном строительстве.
По оценке АО «НК «КазАвтоЖол», до 2020 года строительно-монтажными работами планируется охватить 7 100 км автодорог страны (для сравнения: протяженность Казахстана с запада на восток – чуть меньше 3000 км). На эти цели выделяются 2,3 трлн тенге, в том числе, в 2015 году - около 270 млрд. тенге, 178 млрд. из которых направлены Нацфондом.
В данный момент строительные работы ведутся на шести трассах в Казахстане:
* участки автокоридора «Западная Европа - Западный Китай»;
* трасса Астана – Караганда – Алматы;
* трасса Астана – Павлодар – Семей - Усть-Каменогорск;
* трасса Кызылорда - Жезказган – Караганда;
* трасса Астана - Актобе - Атырау – Актау;
* трасса Алматы - Усть-Каменогорск.
Строительство казахстанского участка коридора «Западная Европа - Западный Китай» будет завершено в 2016 году. Стороннему наблюдателю в подобный сценарий верится с трудом: слишком много проблем возникало и возникает у подрядчиков на разных участках. Например, рабочие неоднократно устраивали забастовки из-за недовольства размерами или сроками оплаты труда. Были проблемы и технологического характера: в конце июля китайская компания, которая прокладывает 32-километровый участок магистрали в направлении узбекской границы, заявила, что отстает от обозначенных сроков на целый месяц из-за просадки грунта. Остается лишь верить в удачное завершение всех работ в заявленные сроки.
Переоценить значение коридора «Западная Европа - Западный Китай» для Казахстана сложно. Трасса, проходящая по территории Казахстана, является, по сути, транспортным стержнем новой логистической системы. Она связывает между собой не только границу с Китаем и границу с Россией, но и два ключевых логистических объекта, возводимых в рамках проекта «Нурлы жол», - «сухой порт» Хоргос и морской порт Актау (с дополнением в виде трассы Атырау-Актау).
Главную трассу страны, связывающую Астану и Алматы, закончат строить только к 2019 году. Дорогу протяженностью в 1282 километра и стоимостью примерно в 836 миллиардов тенге построят не только за счет средств Нацфонда, но и за счет займов Всемирного банка и ЕБРР. В данный момент работы идут на участке Астана – Темиртау.
Трасса Астана – Алматы пользуется огромной популярностью с момента переноса столицы в Астану. Кроме того, популярностью у жителей Астаны пользуется карагандинское направление. Несмотря на свой высокий статус, до недавнего времени дорога, соединяющая две столицы, отличалась низким качеством покрытия. Как результат, ДТП на всех ее участках происходили с пугающей регулярностью.
Без видимых проблем идет строительство трассы Алматы – Усть-Каменогорск. В данный момент ведется строительство участка Алматы – Талдыкорган, капшагайский отрезок которого обещают запустить до конца 2015 года. Весь участок предварительно будет сдан к 2017 году.
Окончания строительства трассы ждут с нетерпением водители восточных областей страны, потому что качество старой трассы не выдерживало никакой критики. В то же время добираться, например, из Семея в Алматы по маршруту Семей - Павлодар – Астана – Караганда – Алматы крайне неудобно. Строительство новой трассы, безусловно, позитивно скажется и на увеличении грузоперевозок, и на пассажиропотоке.
Ход строительства трассы Кызылорда - Жезказган – Караганда в мае этого года проверила «небесная канцелярия»: дорога была затоплена в результате паводков. К сожалению, более конструктивных новостей о работах на данном участке нет. Ориентировочная стоимость проекта реконструкции - 10,1 млрд. тенге. В проекте за 2 года будут задействованы 410 человек, преимущественно местные жители.
Важность данного участка для транспортной сети страны является очень большой. Главный плюс – связь севера страны с юго-западными областями. Кроме того, введение трассы в эксплуатацию позволит северным и восточным регионам «выйти» на трассу «Западная Европа – Западный Китай».
Общая стоимость трассы Астана – Усть-Каменогорск составляет 431 млрд. тенге. Работы в данный момент ведутся на участке Астана-Павлодар-Семей, общей протяженностью 509 км. По итогам 2015 года планируется открыть движение на 100 км: Астана-Павлодар (47 км) и Павлодар-Семей (53 км).
Старая «павлодарская» трасса также не отличалась высоким качеством покрытия. При этом направление является очень популярным как у жителей Астаны, так и у жителей Павлодарской области и ВКО. Кроме того, важность данного участка состоит в связывании Астаны и приграничных регионов России.
В ходе строительства трассы Астана-Актобе-Атырау-Астрахань работы ведутся на участке Бейнеу-Актау протяженностью 470 км. В 2015 году на реализацию проекта выделено 19,5 млрд. тенге Общая стоимость проекта составляет 540 млрд. тенге.
Кроме того, не во всех источниках, посвященных проекту «Нурлы жол», упоминается продление трассы Астана – Кокшетау до Петропавловска. Работы продолжаются на участке Кокшетау-Петропавловск по СКО. По итогам года планируется сдать в эксплуатацию 55 км, в 2016 году – 51 км. В 2015 году на строительство участка выделено 14,3 млрд. тенге.
Строительство данного участка напрашивалось. Ранее путешествие из Астаны в Петропавловск напоминало контрастный душ. От Астаны до Кокшетау – идеальное бетонное покрытие. Затем – приличный участок высококачественного асфальта. А вот качество трассы, проходящей по территории СКО, оставляло желать лучшего. При этом дорога связывает Астану не только с Петропавловском, но и с приграничными регионами России.
В целом, когда реализация проекта «Нурлы жол» будет закончена, Казахстан получит разветвленную сеть высококлассных дорог:
Модернизация автодорожной сети традиционно способствует развитию «придорожного» малого и среднего бизнеса. Мотели, кемпинги, закусочные – неотъемлемая часть инфраструктуры качественной автотрассы. А это, в свою очередь, рабочие места и налоговые отчисления в местные бюджеты. Например, вдоль коридора «Западная Европа – Западный Китай» кемпинги появляются уже сейчас. Логично предположить, что чем больше транспортный поток, тем выше будет востребованность сопутствующей инфраструктуры.